Старт в науке. Проект «История создания кукол Историческая кукла

Введение 3

Глава 1. История возникновения и разновидности кукол 5

1.1. Разновидности кукол 5

1.2. История появления кукол 8

Глава 2. Куклы в педагогической практике 15

2.1. Использование кукол в обучении детей и взрослых 15

2.2. Куклотерапия 18

Заключение 21

Список литературы 25

Введение
Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.

Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

Религиозные мистерии дали начало такому виду искусства, как театр кукол; позднее появились спектакли на светскую тему. В разных странах возникали свои виды кукол и представлений, ставших впоследствии традиционными. Многие из них дошли и до наших дней.

На данный момент существует множество книг, посвященных народной кукле – научных, научно-популярных, а также руководств по изготовлению кукол, широко использующихся в детских садах, школах, творческих кружках. Кукольные представления нашли применение не только в развлекательных целях, но и в методиках психологической коррекции, рассчитанных на детей с трудностями поведения и общения. Коллекционирование и изготовление кукол стало популярным хобби не только среди детей, но и среди взрослых.

Специалисту по работе с детьми, социальному педагогу необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. Для этого не только стоит учитывать особенности развития детской психики, но и знать историю возникновения кукол, а также сферы их применения.

Цель данной курсовой работы – показать значимость кукловедения как дисциплины для подготовки будущего педагога. Объектом исследования служит кукловедение как дисциплина, включающая в себя совокупность знаний о куклах и их применении в работе с детьми. Предметом исследования – куклы как средство развития детей.

В первой главе рассматривается история возникновения и развития кукол, а также их разновидности. Вторая глава посвящена применению кукол в педагогической практике.
^ Глава 1. История возникновения и разновидности кукол 1.1. Разновидности кукол
В широком смысле слова кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо. По своему назначению куклы делятся на следующие разновидности:

Игровые куклы;

Обрядовые куклы;

Обережные куклы;

Театральные куклы.

Первые куклы носили обрядовый и обережный характер, участвуя в магических заклинаниях и мистериях. При их изготовлении практически никогда не использовались колюще-режущие предметы, которыми человек мог пораниться1. Куклам приписывались магические свойства: они защищали человека от болезней и злых сил, помогали в хозяйстве, повседневной жизни, личных делах.

Примером куклы-оберега может служить старинная русская тряпичная кукла Бессонница. Когда у матери начинал плакать младенец, мать сворачивала куклу-оберег из ткани и кидала в колыбель со словами “Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой”2.

Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами. Примером обрядовой куклы может служить “Покосница”, изображавшая женщину во время сенокоса. Она делалась без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Начало купаний символизировала другая кукла – Купавка. Ее сплавляли по воде, считая, что вместе с ней уходят людские болезни и невзгоды. Известными примерами обрядовых кукол, дошедших до наших дней, могут служить соломенное чучело Масленицы и огородные пугала, изначально игравшие роль магической защиты для урожая. Также огромное внимание уделялось здоровью детей, поэтому существовали специальные куклы “на здоровье”.

Игровые куклы – наиболее распространенная разновидность современных игрушек. Однако и в древности существовали куклы, которые предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые, которые изготовлялись без иголки и нитки. Свернутые куклы предназначались, в первую очередь, для детей младшего возраста и представляли собой простейшие изображения человеческой (чаще женской или детской) фигуры из ткани.

Сшивные куклы носили и образовательный характер: они играли роль экзамена для девочек по шитью и рукоделию. Девочки-подростки помогали готовить приданое старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего будущего приданого.

Прообразы первых театральных кукол появились еще на заре цивилизации (об этом подробнее в главе 1.2.), когда религиозные обряды постепенно становились все более и более театрализованными. Кукольным спектаклям принадлежало одно из главных мест в жизни города или села3

Современные театральные куклы весьма разнообразны, так как в ходе истории театр вобрал в себя традиции многих народов и эпох. Они, в свою очередь, делятся на три основных типа:

Верховые куклы (перчаточные и тростевые), управляемые снизу (актеры-кукловоды в подобных постановках, как правило, закрыты ширмой);

Низовые куклы (марионетки), управляемые с помощью нитей (актер-кукловод находится сверху);

Срединные куклы, которые могут быть как ниточными, перчаточными или тростевыми, так и ростовыми; актер-кукловод, как правило, виден зрителям и зачастую может взаимодействовать со своим персонажем.
Однако стоит помнить о том, что любая классификация кукол носит достаточно условный характер. В традиционных народных куклах игровой аспект достаточно трудно однозначно отделить от сакрального, также сложно однозначно провести грань между театральным представлением и религиозным обрядом. Следующий раздел курсовой работы посвящен истории становления кукол, в котором показана эволюция кукольного искусства у разных народов на протяжении веков.

^ 1.2. История появления кукол
Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества. Впоследствии куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. На их изготовление шли, как правило, подручные материалы: солома, древесина, глина, плоды и листья растений, куски ткани.

Исследователь Н.И.Смирнова в своей книге “Искусство играющих кукол” пишет о народной кукле: “...этот предмет всегда становился центром праздника. Вокруг него собирались люди, устраивались игрища, пляски, песнопения, сам же он оставался, как правило, неподвижным. Если же в ритуал праздника и входили какие-либо движения, действия предметов... они всегда носили откровенно театрализованный характер”4.Так появились первые театрализованные представления.

В Египте во время празднеств женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении музыканта и носили с собой статуэтки на веревочках – прообраз современных марионеток. Также устраивались спектакли на движущихся колесницах, посвященные жизни богов. Люди не имели права взять на себя роли богов, которые исполнялись только с помощью кукол.

В Древней Индии около XXV века до н.э. существовали кукольные постановки известных эпосов. Фигурки персонажей делались из глины, их части были практически неподвижными. Именно из Индии кукольный театр распространился в Европу. Примерно 2000 лет назад появилась и кукольная традиция в Китае, дошедшая до наших дней как “театр теней”. Это название не совсем корректно, так как зрителю видны не тени, а силуэты кукол. Сами фигурки делались из кожи, бумаги или картона и управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек. В начале нашей эры куклы проникают из Китая в Корею, в средние века театр теней становится популярным по всей Азии, и лишь в начале Нового времени приобретает известность в Европе.

В античных Греции и Риме кукольные коллекции были практически в каждом доме. Также из дерева либо драгоценных металлов делались огромные фигуры – так называемые “автоматы”, которые приводились в движение в самые торжественные моменты религиозных шествий.

Именно в Древней Греции появился прообраз первого кукольного театра-вертепа. Мир изображался в виде ящика без передней стенки, на нижних “этажах” которого “поселяли” изображения людей, а на верхних – богов. Через прорези на дне ящика продевались стержни, с помощью которых куклами можно было управлять.

Упоминания о куклах-марионетках, сравнения людей с куклами можно найти у писателей и мыслителей античности. Известен монолог Платона, с которым он обращался к своим ученикам: “Каждый из нас представляет одушевленный образ... Страсти, двигающие нами, подобны множеству веревок, тянущих нас в разные стороны... Здравый смысл учит нас повиноваться лишь одной из этих веревок...Этой единственной веревкой являются золотые узы разума и закона...”5.

Сравнение человека с куклой встречалось и в выступлениях римского императора Марка Аврелия: “Смерть прекращает волнение, которое чувства наши сообщают душе, бурю страстей и то жалкое состояние марионетки, в которое облекают нас заблуждения мысли и самовластие плоти”6.

В средние века в католических храмах Европы, помимо скульптур, встречались куклы, изображавшие Богоматерь, младенца Иисуса и апостолов. Во время религиозных шествий фигура Девы Марии поднимала руку, благословляя верующих. Ее называли “Марион” - отсюда и пошло слово “марионетка”. С распространением христианства связано и появление знаменитых кукольных представлений про рай и ад, младенца Иисуса, царя Ирода и волхвов, постепенно превратившихся в популярный сюжет для рождественских вертепных постановок.

В эпоху Возрождения самой “кукольной” страной Европы стала Италия. История итальянского театра кукол прослеживается с XVI века, параллельно со становлением оперы, балета и авторской драматургии. Кукольные представления копировали выступления известных оперных певцов, балеты, драматические спектакли. Первоначально труппы были в основном бродячими, однако к XVII веку появились и закрытые кукольные театры, где исполнялись известные оперы и длинные пятиактные пьесы.

Традиционные итальянские марионетки не отличались особой разнообразностью движений, однако кукловоды достигали высокой точности в повторении человеческих движений и жестов.

Среди наиболее известных европейских кукольных представлений – спектакли с участием героя-шута, прообразы которого ведут историю из античности (достаточно вспомнить мифологических героев и богов, умиравших и воскресавших, или древнеримского шута Макка). В Италии подобный персонаж носил имя Пульчинелла, в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, в Турции – Карагез, в Германии – Каспар или Касперле, в Голландии – Ян Клаассен.

Сюда же можно отнести и русского Петрушку, прообразы которого существовали еще в средневековых представлениях скоморохов. Однако свое имя и внешний вид он приобрел лишь к XIX веку, что говорит о европейских влияниях в становлении этого образа. Одно из первоначальных имен героя – Иван Рататуй – говорит о возможном французском происхождении.

В отличие от большинства европейских аналогов, Петрушка – не марионетка, а перчаточная кукла. Здесь ближайшим аналогом может быть французский Гиньоль, появившийся на рубеже XVIII-XIX веков.

Часто у Петрушки было полное имя – его звали Петром Ивановичем Уксусовым (реже Ванькой Рататуем). Основных сюжетов было несколько: лечение Петрушки, солдатская служба, сцена с невестой, покупка лошади. Они передавались от актера к актеру, из уст в уста.

Обычно представление начиналось со сцены покупки лошади и торгов с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, а потом оседлать лошадь, которая сбрасывала его под хохот зрителей, под конец оставляя лежащим замертво.

Следующей сценой обычно была сцена с доктором, который расспрашивал Петрушку о его болезнях. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце Петрушка ударял насмерть противника дубинкой по голове. Та же сцена повторялась с квартальным.

Затем по сюжету обычно шла сцена с собакой, в которой Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!»7. Музыка смолкала, что означало конец представления.

Если зрители требовали продолжения, то игралось еще несколько сцен: Петрушкина свадьба, во время которой Петрушка упрашивал невесту «пожертвовать собой» (с этой сцены женщины уходили и уводили с собой детей) и сцена с духовным лицом, не попавшая ни в один из сохранившихся текстов (скорее всего, ее убрала цензура).

Впоследствии комедия о Петрушке теряет свой острый и нецензурный характер, главный герой перестает убивать (только разгоняет врагов дубинкой), «свадьба» превращается в танец с невестой, исчезает грубая простонародная речь. Все чаще подобные спектакли демонстрируются на детскую аудиторию.

Другая традиция кукольного искусства развивается в Азии. В Японии на рубеже XVII-XVIII веков переживает расцвет искусство ростовых кукол, положившее в XIX веке начало театру кукол Бунраку.

Кукла такого театра представляет собой деревянную раму прямоугольной формы высотой в половину человеческого роста, опутанную сложным переплетением нитей, которые крепятся к голове, рукам и иногда ногам. Ноги имеют только куклы-мужчины, и то не всегда: как правило, иллюзия движения ног создается за счет шевеления множественных складок и слоев одежд.

Кукла для конкретного спектакля в театре Бунраку обычно собирается непосредственно перед представлением. В зависимости от роли на раму крепят соответствующую голову и руки.

Головы и руки у кукол Бунраку очень эффектные и достаточно реалистичные. Они умеют моргать глазами, двигать зрачками и губами, шевелить бровями, высовывать язык, спокойно шевелить пальцами. В том случае, если персонаж должен сделать нечто, посильное исключительно живому человеку, в рукав куклы просовывается рука кукловода.

Специфика японского фольклора и мифологии такова, что для некоторых ролей требуются сложно устроенные головы. Одни из наиболее известных персонажей японских легенд – кицунэ, оборотни, являющиеся в обличье прекрасных женщин. В таком случае артист может резким движением перевернуть голову куклы задом наперед, и вместо лица юной девушки зрители вдруг видят лисью морду, которая скрывалась до этого под волосами на затылке.

В другой пьесе герои-самураи сражаются на мечах, и один из них резко ранит противника в лицо. Кукла-самурай резко отворачивает голову, и в этот момент артист срывает накладное лицо героя, обнажая другое, “рассеченное” ударом меча.

В японском театре каждую куклу, как правило, ведут три оператора. Главный кукловод управляет головой и правой рукой, другой отвечает за движения левой руки, третий – за ноги (с этого обычно начинают новички). В конечном итоге движения куклы должны максимально точно имитировать дивжения живого человека. Это достигается за счет того, что младшие кукловоды действуют максимально согласованно с движениями старшего.

Главный кукловод виден зрителям и всё чаще одет в более яркий костюм, чем два других,практически невидимых зрителю. Представление идет под голос певца-сказителя, говорящего от имени всех персонажей и меняющего голос от баса до фальцета, и ритмический музыкальный аккомпанемент. Существует любопытная традиция: если соединить вместе возраст главного кукольника, декламатора и старшего музыканта, то должно получиться более 200 лет8.

Вплоть до 70-х годов прошлого века приемы бунраку передавались только от Мастера к его ученикам и обучение занимало не менее 10 лет, и только в последние десятилетия искусство бунраку стало доступно студентам театральных учебных заведений Японии и вызвало интерес у театральных деятелей Запада.

Параллельно с театральными куклами развивались и куклы игровые, предназначенные для детей. На протяжении многих веков они были достаточно примитивны, так как материалы для изготовления сложных реалистичных игрушек были достаточно хрупкими и стоили дорого. Определенную роль здесь играли и суеверия: считалось, что, причинив вред кукле, причиняешь его и человеку.

Лишь во второй половине XIX века, с развитием промышленности, произошел резкий скачок в развитии игровых кукол. Появляются игрушки из папье-маше и грубого неглазированного фарфора (“бисквита”), а затем – из резины и пластика.

Классическая игровая кукла XX века имела черты лица и пропорции ребенка. Однако в 1959 году американская компания “Маттел” выпустила первую куклу с обликом взрослой женщины, ставшую прообразом всемирно известных в наши дни кукол Барби.

Внешний вид и одежда Барби менялись на протяжении второй половины XX века в соответствии с тенденциями моды и историческими событиями. Если первая подобная кукла изображала зрелую женщину, то в 60-е годы Барби стала больше похожа на молодую девушку, одетую в “хипповский” наряд. Параллельно создаются новые персонажи – родные и знакомые Барби, куклы в костюмах народов мира, двойники знаменитостей (Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Твигги)9, представители разных профессий (Барби-врач, Барби-космонавт, Барби-кандидат в президенты), национальностей (азиатка, афроамериканка) и даже кукла, изображавшая инвалида-колясочника и созданная для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя ущербными.

Из написанного выше можно сделать вывод, что как народные, так и современные куклы могут выполнять различные задачи. С помощью кукол можно приобщить ребенка к искусству театра или современной моды или приобщить к народным традициям, придумать сюжет для ролевой игры или привить навыки рукоделия. Об использовании кукол в современной педагогической практике пойдет речь в следующей главе.
^ Глава 2. Куклы в педагогической практике 2.1. Использование кукол в обучении детей и взрослых
В настоящее время существует множество разнообразных уроков и мастер-классов по изготовлению кукол, работе с ними, знакомству с различными традициями в кукольном творчестве. Они рассчитаны на детей разного возраста, а иногда даже на взрослых.

Дисциплина, изучающая кукол и сферы их применения, называется кукловедением и находится на стыке теоретических и практических познаний, педагогики, психологии, искусствоведения, истории, этнографии и частично даже медицины.

Большое распространение получили занятия по изготовлению русских народных кукол (реже – кукол других народов России) из ткани и природных материалов. Педагоги и искусствоведы изучают народную игрушку, изготавливая вместе с детьми куклы-обереги и декоративные куклы, в которых просматриваются герои народных сказок и классических произведений русской литературы.

На основе научных и научно-популярных книг, посвященных народной кукле, создаются целые мастер-классы для детей и взрослых. Многие мастера игрушки представляют свои авторские курсы в Интернете: в блогах, на тематических форумах, посвященных как рукоделию и работе с детьми в целом, так и кукольному мастерству в частности.

Занятия по изготовлению народной игрушки легко совмещаются с уроками истории, этнографии, краеведения: с помощью практических занятий теоретический материал легче усваивается, становясь более живым и наглядным.

В работе с детьми распространена практика изготовления игрушек из подручных предметов: лоскутков ткани, одежды и аксессуаров (колготок, носовых платков), природных материалов (плодов растений, веток, ракушек). Во многом это продолжение народной традиции, однако в современном обществе оно также носит дидактический характер, учит детей бережливости, хозяйственности, уважению к труду и окружающей среде, а также навыкам рукоделия (шитья, вязания, бисероплетения, работы по дереву).

Дети не просто привязываются к куклам – они воспринимают их как живых существ, равных себе и болезненно расстаются с ними. Следовательно, многие игры с куклами могут стать уроками доброты, внимания к другому.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками распространены уроки японского искусства оригами – изготовления фигурок из бумаги без использования клея. Все подобные поделки основаны на нескольких базовых фигурах: некоторые из них насчитывают вековую историю и берут начало из японского фольклора, другие представляют собой изобретения современных художников и педагогов.

В наши дни оригами представляет собой международное искусство, среди мастеров которого проводятся семинары, конференции и практикумы.

Также большую популярность среди детей и взрослых получили самодельные куклы, изображающие персонажей популярных произведений литературы, игрового кино, мультипликации, Интернет-культуры (с распространением Интернет-мемов среди современных художников не раз появлялись кукольные изображения таких популярных персонажей, как морское чудовище Ктулху или дикий кот манул) и даже реальных исторических личностей (известно, что прообразом популярной в 90-е телепередачи “Куклы”, где главными героями выступали политики, было аналогичное французское шоу, восходящее к старинному лионскому шоу про Гиньоля). Подобным образом – через игру в куклы – можно “оживить” и “приблизить к себе” любых героев, отразить актуальные проблемы общества, социальные и философские потребности. С помощью кукол можно рассказывать ребенку о тех или иных явлениях в природе, обществе, учить отдельным дисциплинам: чтению, письму, математике, естествознанию, иностранному языку. В данном случае кукла играет роль живого персонажа, равного учащемуся, друга, соавтора, собеседника.

Отдельно можно сказать об использовании кукол и кукольного театра в психологии, психотерапии и коррекционной педагогике. Следующий раздел работы посвящен такому интересному, достаточно молодому и развивающемуся направлению, как куклотерапия, сочетающему в себе педагогические, терапевтические, кукловедческие и психологические знания.
2.2. Куклотерапия
Истоки куклотерапии относятся к началу 40-х годов XX века, когда американский психотерапевт Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. В своей психиатрической клинике Морено основал специальный лечебный театр. Врачи вместе с пациентами и их родственниками отражали в своих сценариях наиболее травматичные ситуации и совместными усилиями ставили спектакли. В роли зрителей также выступали врачи, больные и члены их семей.

Метод Морено часто давал весьма ощутимые результаты, и постепенно у него стали появляться последователи – в основном в Западной Европе: Англии, Франции, Германии, Нидерландах. Куклотерапия становилась самостоятельным направлением в психотерапии.

В СССР доперестроечных времен никто не занимался ни психодрамой, ни тем более арт-терапией и куклотерапией, так как это считалось буржуазным направлением в науке, противоречащим идеологии марксизма-ленинизма. Лишь в 1990 году советские специалисты Ирина Медведева и Татьяна Шишова разработали метод лечения детей-невротиков, который назвали драматической психоэлевацией.

Методика драматической психоэлевации представляет собой комплексное воздействие с помощью специально заданных ситуаций. Один из главных ее принципов - не лечение тех или иных симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу, понять причину невроза.

Данная методика позволяет работать с детьми самого разного возраста.
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы, изображающие знакомых ему жизненных либо сказочных персонажей и предлагают выбрать понравившуются игрушку, по котрой уже можно о многом судить.

К примеру, если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, волка – агрессию, непонятных персонажей часто выбирают дети, страдающие психопатиями. Затем с куклой ведется диалог. Кандидат психологических наук А.Ю. Татаринцева в своей статье “Основы куклотерапии” предлагает следующий приблизительный перечень вопросов:

“Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь - расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?”10.

Лечение по этой методике условно можно разделить на два этапа. Первый называется «Лечебные этюды» и длится несколько недель. Значительное внимание уделяется домашним заданиям, в ходе которых дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты. Основная работа проводится в группе, при этом дети уже со второго занятия получают и индивидуальные задания, соответствующие личности конкретного ребенка.

В качестве одного из примеров А.Ю. Татаринцева приводит этюд для работы с такой проблемой, как ревность:

“Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.
- Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.- ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.
- А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

А я хочу, хочу, - заныла собака.

Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.

Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «Так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор”11.

Сценарий разговора и реплики персонажей необходимо дописать ребенку совместно с родителями, которые не просто присутствуют, а на правах полноценных участников включаются в происходящее. В это время происходит выделение патологической доминанты (основной проблемы, мешающей ребенку жить).

Второй этап программы - лечебный спектакль. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты мастерят сами дети и их родители, которым также придумываются полноправные роли.

Также применяют кукол в своей работе учителя начальных классов и воспитатели детских садов. Они могут служить и наглядным пособием. Дети рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Однако не стоит забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того, в чьи руках они оказываются – то есть от характера, эрудиции и уровня подготовки педагога.
Заключение
Многие родители, воспитатели, преподаватели детских учреждений даже не догадываются о том, что за современными игровыми куклами, которых мы можем ежедневно видеть на прилавках магазинов, скрывается многовековая история. Однако для того, чтобы понимать возможности кукольной игры, становиться соучастником детских игр, стоит изучать кукловедение как историю развития и становления кукол, знать их разновидности и предназначение.

Подобные знания легко можно передавать и детям, для которых куклы станут не только игрушками, но и живыми персонажами со своей историей. Таким образом можно не только “оживить” героя детской игры, придумать ему имя, биографию, но и расширить кругозор ребенка, заинтересовать его традициями народов мира, историей театра, литературы, религии. Следовательно, можно сделать вывод, что кукловедение как дисциплина носит познавательный характер не только для детей, но и для самих педагогов.

Немаловажную роль в педагогическом процессе могут сыграть куклы, сделанные своими руками. Во-первых, их изготовление прививает детям навыки рукоделия. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками.

Во-вторых, изготовление народной куклы – это еще и внимание к обычаям, традициям, истории своего народа, без которых немыслимо воспитание образованного человека. В наше время утеряны многие традиции, передававшиеся нашими предками из поколения в поколение на протяжении многих веков, и задача детей и взрослых – постараться возродить их, привлечь к народной культуре максимум внимания. На занятиях по изготовлению кукол своими руками можно рассказывать о национальных праздниках как русского народа, так и других народов России и мира, традициях, обычаях, эстетической и религиозной составляющей.

В-третьих, любая вещь, изготовленная своими руками – уникальна и не имеет аналогов. Следовательно, “свою” куклу ребенок сможет воспринимать как произведение искусства со своей историей, “оживлять” ее – а, следовательно, относиться к ней более бережно и более творчески, чем к покупной игрушке из магазина.

Кукольные представления с участием разнообразных персонажей способствуют более плодотворной работе в коллективе, диалогу между детьми. Здесь возможен даже некоторый соревновательный элемент: кто быстрее осмыслит и выучит свою роль, кто подберет лучших героев и декорации. Кукольные инсценировки известных сказок и фрагментов литературных произведений способствуют интересу детей к мировой литературе: нередко после того, как ребенок увидит, прочувствует, проиграет один сюжет, особенно “изнутри”, в качестве участника, впоследствии оригинал окажется более интересным, знакомым и легким для усвоения.

Не менее важно для будущего педагога знать и обрядовый, религиозный, “магический” аспект кукловедения. Возможно, в наше время, после многих десятилетий господства материализма в мире в целом и в нашей стране в особенности, обряды, суеверия и обычаи наших предков покажутся взрослым людям наивными, неправдоподобными, далекими от реальности.

Однако многие из наших современников и не догадываются, что пережитки древних верований сохранились и в повседневной жизни (те же приметы, пословицы, поговорки, игры слов), и особенно – в сказках, детских играх и игрушках.

В отличие от взрослых, дети многие вещи понимают буквально, поэтому важно учитывать эмоциональную составляющую кукольных представлений и игр, по возможности до определенного возраста избегать однозначно отрицательных образов, связанных с болезнью, смертью, насилием, и сюжетов с “плохим” концом. Особенно важно учитывать этот аспект при использовании кукол в коррекционных и психотерапевтических целях. Здесь сказочные и “магические” обряды прошлого могут сыграть положительную роль в борьбе с детскими страхами, переживаниями, навязчивыми образами, избавлении от отрицательных эмоций и появлении более положительных.

Только в русском языке слово "кукла" имеет несколько значений.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). К ним относят куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С.И. Ожегова) Русское слово "кукла" родственно греческому "киклос" ("круг") и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до "черных магов". Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли "Марион" или "маленькая Мария", откуда и пошло слово "марионетка". И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - Вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением. (прил. 1)

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. (прил 1)

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее "мужчинка"). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

Жаннета Чусова
Проект «История создания кукол»

Проект «История создания кукол »

Руководители :

Чусова Жаннета Витальевна

Тип проекта : краткосрочный

Продолжительность проекта : 2 недели

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование интереса к истории возникновения кукол , исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Изучить историю возникновения кукол .

Изучить виды кукол .

Рассмотреть разные способы изготовления кукол .

Изготовление кукол , используя изученные приемы и способы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .

1. Поиск информации по теме.

2. Изучение истории возникновения кукол .

3. Изучение разных видов кукол .

4. Изучение технологии изготовления кукол .

5. Изготовление кукол – мастер класс

6. Разработка презентации к проекту .

7. Изготовление кукол -оберегов для детей младшей группы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ .

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек . Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа . В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства : они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета : когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов : кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю . В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные : мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки» . Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В каждом доме кукол было очень много , до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет . Считалось, чем больше кукол , тем больше счастья в семье.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо : из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол , зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол . Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы : обереговые, обрядовые и игровые.

Игровые куклы

Делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Кукла с косой «Счастье»

Куколка «Счастье» - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Кукла «День и ночь» (оберег жилища)

Она относится к двуликим или парным куклам. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером – тёмной (на ночь) . Говорили : «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь» .

«Пеленашка»

Куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы «Лихоманки»

Они же Лихорадки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод. Куклы висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. Их старались сделать очень яркими, чтобы привлечь злых духов. Кукла не перекрещивалась на груди красной ниткой, т. к её цель вселить в себя, а не отпугнуть. В конце года их сжигали в печи, и делались новые на следующий год.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное» . Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Кукла «Баба» (зольная, оберег женщины, дома, очага)

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба"передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Кукла «Парочка» (неразлучники)

Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцой начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Практическая часть

«Когда делаешь кукол , - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »

Этапы изготовления куклы Берегини

Оборудование и материалы : ножницы, нитки, лента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге выполнения проекта мы узнали историю кукол и их разнообразии , научились самостоятельно изготавливать куклу.

Мы с мамами провели мастер-класс, где рассказали и показали, как самим легко и просто можно изготовить куклы – обереги.

Цель проекта:

Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения куклы;

Изучение кукол других народов;

Материалы для изготовления кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего и других народов.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кукла считается одним из самых загадочных символов. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

История появления куклы.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла - один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Но для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками.
Например, среди американских индейцев детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.
В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.
Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.

В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые - с праздником Рождества.
В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

Почему, как и где появились самые популярные в мире игрушки

1.Дарума (неваляшка)
Считается, что родина неваляшки - Япония. Там неваляшки называются дарума , их устойчивое вращение в вертикальном положении напоминает людям о стойкости и упрямстве. У неваляшки нет ног и рук - игрушка создана в честь монаха Бодхидхармы, который, по легенде, много лет медитировал, глядя в стену, после чего у него отказали конечности.

2. Россия
Матрёшка
В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую женщину и семью, - матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами.

3. Америка
Кукла Барби
Одна из самых популярных кукол в мире родилась в Нью-Йорке, её полное имя - Барбара Миллисент Робертс. Барби бывают разные: медсёстры, певицы, космонавты и даже кандидатки в президенты.

Знаете ли вы, что:

1. первая Барби стоила 3 доллара, а сейчас любая кукла, изготовленная в том году, у коллекционеров оценивается в 10 тысяч долларов. Барби является самой популярной игрушкой во всем мире.

2. В 1959 году американка Рут Хандлер придумала куклу Барби. Она дала ей имя своей дочери Барбары. Через два года Барби появилась в Европе и обрела игрушечного друга Кена, которого Рут назвала в честь своего сына. Сейчас кукла Барби продаётся в 150 странах мира.

3. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби.

4. Италия
Марионетка
Впервые марионетки (игрушки, управляемые кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к ним) появились в Египте. Но всё-таки с этими куклами ассоциируется, скорее, Италия: первые итальянские марионетки появились в Венеции, и оттуда уже распространились по всей Европе.

Прообразом современной марионетки были деревянные куклы, получившие в народе прозвище «деревянные Марии» или «Марион». В дни церковных праздников в Венеции продавались изображения маленькой Марии, отсюда и название - марионетки.

5. Франция
Бумажная кукла
Первую бумажную куклу - картонный силуэт девушки - придумали во Франции в конце XVIII века. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём не только у детей, но и у взрослых. Издатели модных журналов печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле.

Современные куклы.

1 . Мокси (Moxie) - это один из примеров . Мокси – американская кукла, которую в 2008 году представила на рынке компания MGA Entertainment. Напомним, этот же производитель ранее выпустил популярных кукол .

Серия Мокси представлена четырьмя куклами-подружками подросткового возраста. Это Софина, Эйвери, Саша и Лекса. Это девчонки-школьницы, которые вместе ходят на занятия и интересно проводят свободное время.

2. Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает "новорожденный"). Baby Born – кукла-пупс от немецкого производителя Zapf Creation, имеющая максимальное сходство с настоящим ребенком. Сходство обеспечивается не только внешностью (это кукла размером с настоящего малыша), но и наличием всех важнейших жизненных функций (кукла может кушать, пить, ходить на горшок и т.д.).


3. Winx (Винкс) – куклы, созданные по образу персонажей итальянского мультсериала . Игровая вселенная легко покорила сердца детей. Популярность куклам вслед за сериалом была обеспечена. Крупнейший производитель игрушек (в том числе и ) компания Mattel в 2004 году выпустила первую линейку кукол Winx. То же самое сделала другая компания - Giochi Preciozi, представившая на рынок похожую серию. Куклы Winx не уступают в яркости своим мультипликационным прототипам. Кроме того, производители позаботились о разработке и выпуске аналогичных нарядов и .

4. Братц (Bratz) – кукла от MGA Entertainment, ориентированная на девочек начального подросткового возраста (от 8 до 13 лет) с их страстью к вечеринкам и увлечением . Маркетинговая концепция, в основе которой – реалии жизни подростков, сделала этих кукол по-настоящему уникальными в сравнении с классическими куклами.

5. Antonio Juan (Антонио Хуан ) – классическая испанская кукла с национальными чертами лица.

6. Испанские куклы Carmen Gonzalez выпускаются с 50-х гг. XX века. Как и в ситуации со многими другими иностранными игрушками, о Кармен россияне узнали лишь сейчас. Так, в 2010 году куклы появились в некоторых онлайн-магазинах. Выбор их пока невелик, особенно учитывая, сколько их линеек производится в .

Следует отметить, что Испания является одним из главных поставщиков кукол в мире. Это касается как игровых кукол, так и коллекционных.

7. Pullip – шарнирная кукла с непропорционально большой головой и глазами, производится корейской компанией Chunsang Chunha. История Pullip начинается в 2003 году, когда эти куклы впервые появились на рынке. Чтобы «продвинуть» продукт, маркетологи компании сочинили легенду не только для куклы, но и для всей ее семьи, не забыв также про личную жизнь Pulli


8. Кукла Дженни (Jenny) – популярная японская кукла, которую с 1982 года производит компания Takara Co., Ltd.

9. Фулла (Fulla) – кукла, созданная в соответствии с ценностями арабского мира. Лицом Фулла похожа на американскую , а вот по характеру – полнейший ее антипод. Фулла носит платок и не выставляет тело напоказ, как это делает Барби, а в комплекте к ней идет крошечный , ведь Фулла – правоверная мусульманка.

На сегодняшний день Фулла является самой популярной куклой в

Заключение.

Итак, первая кукла появилась в Египте. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные, оккультные и обереговые цели.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.


Инструкция

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы – сакральным или игровым, что было почти неотделимо друг от друга. Давая ребёнку куклу-брёвнышко, глиняную или восковую фигурку, мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Недаром при изготовлении куклы, которая помещалась в колыбель ребёнка ещё до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребёнка была "не колотой и не резаной". Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая не могла ожить и навредить ребенку.

Кустарные куклы появились с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Но царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол . Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой. По сути, одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, их создавших. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев. В XIX веке стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х годах двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево и существенно удешевили производство. В первые годы советской власти куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В 1930-ых годах на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов, а в 1950-ых годах и они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием", "спортсменка", "школьница", "врач". Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама", а современные аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.

Сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из разного вида материалов. Интерес к куклам понятен. Они дают возможность ближе познакомиться с историей, взглянуть на прошлое, понять, каковы были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. Коллекционные куклы – прекрасный подарок. Коллекционеры кукол это совершенно особые люди. Куклы для них – не только предмет коллекционирования, а некое удивительное создание, которое живёт в их доме и создаёт вокруг себя ореол красоты. Коллекционер испытывает к каждой кукле совершенно неповторимое и тёплое чувство. Ведь куклы это маленькая жизнь!