Программа тематических классных часов. Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов. Классный час по патриотическому воспитанию Кл час в нач школе патриотическое воспитание



Материал содержит презентацию для классного часа "Патриотическое воспитание". Мероприятие рекомендуется проводить в средних классах школы. Целью проведения классного часа является создание условий для развития у учащихся гражданственности, патриотизма, формирования профессионально значимых качеств и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и социального окружения.

Материал содержит презентацию для классного часа "Воспитание патриотов". Мероприятие проводится в средних классах школы. Целью проведения классного часа является формирование патриотизма у учащихся, активной жизненной позиции.

Материал содержит сценарий классного часа "Гражданственность и патриотизм". Мероприятие проводится в 7 классе. Цель проведения классного часа состоит в том, чтобы ребята поняли как важно ценить и любить свою Родину.

Материал содержит презентацию для классного часа "Что такое патриотизм?". Мероприятие рекомендуется проводить в начальных классах школы. Классный час проводится с целью помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества.

Презентация является замечательным сопровождением для песни «Солдаты России». В архиве есть и звуковой файл, записанный в формате.mp3. Это пособие можно скачать бесплатно для проведения тематических праздников, классных часов в начальной школе, на которых учитель будет рассказывать школьникам о подвигах советских и российских солдат в мирное и военное время, для урока в 4 классе. Такой материал будет способствовать формированию у школьников уважения к тем воинам, которые прославили Россию, к тем молодым парням, которые по зову сердца отправлялись защищать Родину. Они были молодыми, но их мужество было безмерным, а дух несгибаемым. Посмотрев такую работу, ученики начальной, средней или старшей школы будут чувствовать гордость за свою Родину.


Презентация расскажет детям обо всех Днях воинской славы, которые отмечаются в России. Каждый из них связан с определенным событием и имеет свою историю. О ней обязательно должны знать школьники. Работу можно скачать бесплатно для проведения тематических классных часов или уроков ОБЖ в 10 классе. В архиве имеется файл с текстовой информацией о праздниках. Ее можно использовать при подготовке к занятиям.

На 38 слайдах собран материал, который расскажет о нескольких памятных датах. Школьники узнают, в какое число отмечаются Дни воинской славы, какому событию они посвящаются. Интересно будет увидеть на картинках сюжеты, посвященные Ледовому побоищу и Куликовской битве. Здесь же раскрывается рядом иллюстраций тема побед Петра Первого и российского морского флота, взятие Суворовым крепости Исмаил и победы Кутузова в войне с французами в 1812 году. Не остались без внимания и другие праздничные даты, входящие в цикл этих праздников.


Презентация посвящена знакомству с праздником, который установлен совсем недавно. С 2014 года в России празднуется День неизвестного солдата. Во всей стране 3 декабря пройдут мероприятия, на которых будут вспоминать тех, чьи имена остались в истории неизвестными, но эти люди совершили подвиги, они погибли, защищая Родину. Именно 3 декабря 1966 года прах солдат, захороненных в братской могиле, был перенесен в Александровский сад и с почестями захоронен у стен Кремля. А с 2014 года в России было решено объявить этот день памятным.

Работа выполнена на 16 слайдах. В ней рассказ о празднике, его история, а также много иллюстраций. На классном часу, школьной линейке или уроке истории, на котором будет использоваться данный ресурс, школьники смогут увидеть памятники солдатам, возведенные в разных городах России. Новокузнецк, Стерлитамак, Одесса, Волгоград и другие города помнят своих героев.

Классный час. Владислав Духин - герой нашего времени.


(1980 – 2000)
Пояснительная записка: О героях войны много написано и рассказано. Дети знают про их подвиги и стараются быть похожими на героев. Многих забрала война. Но не только гибли люди в войну, погибали молодыми ребята в Афганистане и Чечне.
И наш сегодняшний разговор будет посвящён герою России – Владиславу Духину, который погиб в Чечне в возрасте 20 лет. Ему бы жить и жить, радоваться жизни, любить семью, растить своих детей, но не пришлось… Этот классный час предназначен для учащихся 7 - 8 классов.
Цель: формирование представления учащихся о герое России – Владиславе Духине;
Задачи: рассказать о Владиславе Духине, о его подвиге в Чечне;
воспитывать патриотизм в душах и сердцах учащихся;
учить учащихся помнить героев.
Ход классного часа:
1. Учитель: (звучит тихая музыка)
Мы с вами живём в замечательное время. Над нами сияет голубое небо, светит ласковое солнце, люди живут полной жизнью: «люди встречаются, люди влюбляются, женятся», дети учатся в школе.
И самое главное, что нет войны. Не слышно залпов орудий и взрывов, на улице и везде раздаются живые человеческие голоса. Приятно жить, творить и делать добрые дела!
2. Ведущий (1)
А много лет назад шла война, это было страшное время, шли бои, много людей погибало на фронтах Великой Отечественной войны, погибали дети в блокаду. Было много героев, защищавших нашу Родину.
3. Чтец (1):
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.

4. Чтец (2):
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,

Чтоб не погиб там ни один живой.

И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
(Расул Гамзатов)
5. Давайте послушаем знаменитую песню из кинофильма «Офицеры» - «Герои былых времён»

6. Ведущий (2):
Ребята! А кто такие герои?
Ответы учащихся:
Герои – это люди, у которых есть цель в жизни.
Герои- это те, которые совершают подвиги ради других людей.
Для меня герой – Александр Матросов, который закрыл своим телом амбразуру вражеского пулемёта.
Герои не ищут славы, они совершают подвиги по велению сердца.
Для меня герой – Николай Гастелло, который направил свой самолёт на фашистские бензобаки.
Для меня герои – это молодые парни, погибшие в Афганистане и Чечне.
7. Чтец (1):
Нет оправданий для войны,
Но только войны не стихают
И снова гибнут пацаны
И снова близкие рыдают…
Опять потери, вновь бои,
Как и в Афгане, гор преграда,


Чужие там, а здесь свои,
Но кровь одна, одни награды.
Поймав, снаряд гудит броня,
У БМП движок дымится.
Тогда Афган, сейчас Чечня,
Никак война не прекратится.
Война приходит в города,
Лицо до времени скрывает
И ночью спящие дома
Из мирной жизни вырывает.
Не утихает боль войны,
О ней всю жизнь не забывают
И с сединою, пацаны,
Друзей погибших поминают…


В Чечне
8. Ведущий (1):
Много ребят погибли в Чечне и Афганистане.
И сегодня мы вспомним Владислава Духина, который погиб в Чечне совсем молодым.
Он рос обычным боевым мальчишкой с сильным характером и волей.
Родился 26 марта 1980 года в городе Ставрополь в семье служащих.
Родился Влад – родители назвали его в честь великого хоккейного вратаря Владислава Третьяка – 26 марта 1980 года в Ставрополе.
– В детстве он очень любил играть со старшим братом Женькой в войну и при этом всегда был десантником, – рассказывает его отец Анатолий Духин. – Владу часто снился один и тот же сон: идет бой, его окружают «черные» люди. До 14 лет он даже спал с игрушечным пистолетом под подушкой.
Учился Владислав в 24-й средней школе. Он не был примерным учеником, хотя слыл умным и способным.
Что говорит о нём его отец?
«Он был очень подвижным парнем, – говорит Духин-старший. – Любил баскетбол, волейбол, настольный теннис, увлекался стрельбой, много читал. Да и девчонки от него без ума были. Когда он брал в руки гитару, все собирались вокруг. Репертуар был разнообразным. Но больше пел об афганских героях. У него всегда получалось хорошо все, за что бы он ни брался, будь то работа или спорт. Влада все любили за доброту, порядочность, честность, смелость»


Маленький Влад


Влад - школьник
В дневнике у него рядом мирно уживались «пятерки» и «двойки», – вспоминает отец. – А школу сын заканчивал уже в вечернем лицее.
В свободное от учебы время веселый и жизнерадостный Влад гонял в футбол с другими мальчишками. После школы пошел работать в автомастерскую, поступать в ВУЗ не захотел пока не отслужит в армии.
9. Ведущий (2):
В мае 1998 году был призван в Российскую Армию Промышленным райвоенкоматом города Ставрополя. Службу проходил в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, расквартированной в городе Пскове. Был командиром боевой машины - наводчиком орудия. В составе миротворческого контингента был в четырехмесячной командировке в Абхазии. С начал 2000 года в принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике.
Первое боевое столкновение в бандитами произошло 8 февраля. Духин с отделением находился в боевом охранении, когда заметил противника. По его приказу десантник открыли внезапный огнь, несколько боевиков были убиты, остальные отошли.
10. Ведущий (1):
29 февраля 2000 года гвардии младший сержант Духин в составе 6-й роты занимал оборону на одной на высоте 776.0 (Шатойский район). Утром 1 марта позиции десантников были в очередной раз атакованы большой группой боевиков, появились убитые и раненые. Не обращая внимание на свое ранение, Духин выносил раненых товарищей в безопасное место. Во время выноса очередного раненого младший сержант увидел, что бандиты пытаются обойти позиции десантников с трех сторон. Зная, что рота ведет тяжелый бой и помощи ждать неоткуда, Духин принял решение самому сдерживать боевиков. Заняв удобную позицию, он открыл прицельный огонь из автомата. Когда закончились боеприпасы, десантник дождался, когда враги приблизились, и с последней гранатой в руках бросился в их гущу. Владислав Духин погиб, уничтожив при этом взрывом гранаты десять боевиков.
11. Ведущий (2):
Владу было всего 20 лет.
Как вы думаете, какие чувства испытывал Влад, когда к нему приблизились враги? Почему он принял такое решение?
12. Ведущий (1):
Указом Президента Российской Федерации N484 от 12 марта 2000 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо - Кавказском регионе, гвардии младшему сержанту Духину Владиславу Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
13. Ведущий (2):
Похоронен на родине в городе Ставрополе.


Чтец (1):
Навек запомни
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты -
Рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(М. Исаковский)
В Ставрополе в его честь названа одна из новых улиц, на здании лицея установлена мемориальная доска. С 2001 года в Ставропольском крае проводятся, ставшими традиционными, детские футбольные турниры, посвященные памяти Героя России Владислава Духина. В октябре 2003 года отец Героя с местным священником отцом Александром, ротой спецназовцев и ребят из военно-спортивного клуба «Русские Витязи» (город Ставрополь) установили на одной из вершин Кавказского хребта на территории Карачаево-Черкессии поклонный православный крест в память Владислава Духина и во славу подвига восьмидесяти четырех русских солдат. Гора получила неофициальное название - Духина гора.

Наталья Данилова
Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»

Бедарева Наталья Сергеевна

Прокопьевский муниципальный район, 2015

Классный час «Подвигу народа жить в веках» .

Класс : 5

Цель : расширять исторические знания обучающихся; воспитывать чувство патриотизма , уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Оборудование : рисунок Вечного огня, стенды с репродукциями на тему Великой Отечественной войны, фото памятников, портреты пионеров- героев.

Ход классного часа:

Ведущая : 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

(Звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии) .

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала : «Вставайте на помощь»

(Звучит песня «Священная война» )

В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги, и скажи ей :

«Мать, ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить! С тобою - умирать!

(Тихо звучит мелодия «Вставай, страна огромная» .)

Первый ученик : (на фоне музыки) :

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

(Музыка звучит громче, потом стихает)

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Второй ученик :

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал : нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

(звучит фонограмма песни «Война» ).

Ведущая : воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы» , 15249 юных ленинградцев награждены медалью «за оборону Ленинграда» . Ребята, а вы знаете юных героев?

Рассказы детей о пионерах- героях (Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, о комсомольцах (Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой) .

Ведущая : дети ухаживали за раненными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, кисетами для табака

Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Ведущая : самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина- мать.

Третий ученик :

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновей привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Ведущая : женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросаясь они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненных бойцов с поля боя. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.

Ведущая : в Великой Отечественной войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.

Четвертый ученик :

Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождалась в каждом человеке

Одна великая весна.

Не перекликом журавлиным

Она была от нас близка,-

Гремел апрель, и шли к берлину

Смертельно храбрые войска.

Ведущая : (на фоне музыки) . Люди, победившие войну. Все меньше остается в живых тех, кто сражался За Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт об безоговорочной капитуляции Германии.

Пятый ученик :

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края :

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

(Звучит фонограмма «День Победы» )

Шестой ученик :

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя-

Великой армии простой солдат.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущая : в память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

(минута молчания)

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда- то.

(Завершение классного часа )

По окончании классного часа , учитель просит обучающихся написать сочинение или выполнить рисунок по теме : «Подвиг народа это…»

Публикации по теме:

«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание учеников. Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ.

НОД по патриотическому воспитанию «Моя Россия» Н О Д Тема: «Моя Россия» Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Программные задачи: Закрепить.

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной» Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка» Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2 социальной реабилитации Костева.

Конспект отрытого занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия - Родина моя» Конспект отрытого занятия по формирование гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Россия - родина моя».

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне» Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева.

ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Методическая разработка

классного часа

на тему: « «Патриотическое воспитание»

Разработал:

Кл.руководитель: Шаршова О.П.

Тамбов 2017

Цель: определить отношение каждого курсанта к позиции «быть гражданином», «быть патриотом».

Задачи: развивать у курсантов логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения; научить курсантов умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности; воспитывать любовь к Родине, Отечеству; развивать творческие способности курсантов.

Ход классного часа

Классный руководитель : Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью классного часа “Необходимо ли патриотическое воспитание? ”.

На экране представлены ЦИТАТЫ:

    Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

    Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

    Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Классный руководитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

Определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания
Патриотизма (распечатки)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это?

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Классный руководитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

    Патриотизм

    Боль за родную природу

    Высокая нравственность

    Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Классный руководитель: Гордитесь ли вы своей страной и сч итаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст Сеньков Антон.

Копейка Марьяна : Нами было проведено анкетирование среди курсантов группы 221. Вот какие результаты мы получили

    Считаете ли вы себя патриотом?

    Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

    Хотели ли вы уехать из России?

    Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

    Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

    Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

    Есть ли пример для подражания? Кто?

Классный руководитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Курсант - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Классный руководитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине . Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Классный руководитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит ”.

Викторина «Символы РФ»

Теперь проверим, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

    Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Курсанты должны выбрать герб РФ и описать его.

    Слово классного руководителя : Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

    Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Классный руководитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

    Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ ?

    Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги ?

    Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел ?

    Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Классный руководитель подводит итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Макар Полонский читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Классный руководитель: “С чего начинается Родина?” Предлаг аем вам отрывки из сочинений курсантов нашей группы о своей Родине.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Телегина Светлана).

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть… (Истратов Иван ).

Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (
Сергеев Сергей).

Классный руководитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Классный руководитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Классный руководитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает Нурмагамбетова Айман.):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Классный руководитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.