Уход за новорожденными двойняшками — главные советы молодой маме. Особенности воспитания близнецов Воспитание близнецов мальчиков

Все семьи так или иначе сталкиваются с некоторыми трудностями воспитания. Но в семьях близнецов эти нюансы выражены ярче и требуют от родителей больше внимания и сил. С другой стороны, существуют проблемы, типичные только для близнецовых семей. Родителям важно понимать, что мир близнецов – это специфический микроколлектив, требующий особого подхода. Итак, о каких же особенностях близнецовой ситуации стоит помнить?

Близнецы: все одинаковое или нет?

Появившихся на свет близнецов бывает трудно отличить друг от друга, хотя с самого первого момента они – две отдельные личности. Так что родителям важно учитывать особенности каждого малыша.

- Личное пространство . Необходимо помочь детям сформировать границы собственного «я», осознать свои сильные и слабые стороны, почувствовать себя разделенным с братом или сестрой. Для этого у каждого близнеца должно быть личное пространство, пусть и небольшое, свои собственные игрушки, вещи, книги.

- Особенности гардероба . Что касается одежды, то в раннем детстве это не принципиально, но чем старше становятся дети, тем важнее формирование индивидуальности, учет личных предпочтений. Поэтому в гардеробе близнецов должна быть как одинаковая одежда, так и разная, чтобы дети могли сами комбинировать ее и выбирать свой образ.

- Опыт разлуки . По мере взросления детей их можно все чаще разделять, давая разные поручения и задания, отвозя погостить к бабушке или отправляя с папой на прогулку поодиночке. Это даст малышам возможность получить собственные впечатления, эмоции, знания, которыми они с удовольствием поделятся друг с другом. Но не стоит стремиться всегда и везде разделять близнецов. Например, отдавая малышей в кружки или секции, для начала присмотритесь к их данным, наклонностям, талантам. Быть может, дети тяготеют к одному и тому же виду деятельности, а значит, и занятия у них должны быть одинаковыми.

Особенности речи близнецов

Вероятно, многие родители, воспитывающие близнецов, сталкиваются с некоторыми особенностями их речевого развития. Действительно, близнецы часто начинают говорить позже своих сверстников. Некоторые родители не обращают внимания на этот факт, другие начинают беспокоиться заранее. Нужно понимать, что такая тенденция близняшек – лишь предрасположенность, которую нельзя игнорировать, но и не следует бояться.

- «Тайный язык» как данность . Дети-близнецы практически всегда находятся в компании друг друга, поэтому и общение между ними начинается довольно рано. Правда, оно весьма своеобразно, потому что включает в себя жесты, звуки и особенные, понятные только самим двойняшкам слова. Если обычный ребенок начинает говорить, подражая правильной речи взрослого, и подталкивается стремлением удовлетворить свою потребность в общении, то близнецы довольствуются общением друг с другом. Копируя друг друга, повторяя неправильно, они не просто коверкают слова, но и закрепляют такое произношение. Отсюда и появляются логопедические проблемы. Однако коррекция их общения на раннем этапе позволяет преодолеть все сложности.

- Особое внимание – развитию разговорных навыков . Несмотря на домашние заботы, важно общаться с детьми как можно чаще, читать книги, рассказывать сказки, просто беседовать, чтобы у малышей была возможность слышать грамотную речь. Следите за своей речью в присутствии близнецов, старайтесь сделать ее яркой и интересной, учите малышей не перебивать и слушать друг друга, не торопите их и не договаривайте за них фразы и предложения. В тех же случаях, когда у детей уже появились речевые дефекты, обратитесь к логопеду.

Почему близнецы ревнуют?

Несмотря на то, что близнецы, в отличие от одиночно рожденных детей, с самого начала привыкают делить внимание родителей и сосуществовать в паре, их не обходит стороной ни ревность, ни соперничество друг с другом. Из-за чего могут конфликтовать близняшки? В первую очередь это внимание родителей. В такие моменты, как бы ни вели себя двойняшки и что бы ни делали, очень важно предъявлять им одинаковые требования.

- Всеобщее равенство . Старайтесь уделить равное внимание детям, используйте свой голос как способ выражения заботы об одном, пока вы занимаетесь с другим, привлекайте по возможности папу и других родственников к воспитанию малышей. Даже во время болезни одного близнеца не стоит хлопотать перед ним на глазах у другого, лучше привлеките второго ребенка к уходу за больным.

- Четкие правила . Ограничивайте выбор детей, пока они не научатся ждать и договариваться. Можно даже составить расписание, когда и что вы делаете с каждым ребенком, и повесить его на видное место. Например, в понедельник один заказывает завтрак, во вторник – другой, утром первый выбирает маршрут прогулки, вечером – второй.

Дети-близнецы: кто главнее?

Доминирование одного ребенка над другим в близнецовой паре – классическое явление. Не допускайте, чтобы распределение ролей в близнецовой паре приводило к полному подчинению одного ребенка другому. Это травмирует личность ведомого малыша.

- Осторожность в ярлыках . Нужно сказать, что именно родители играют определяющую роль в формировании отношений между близнецами по типу «ведущий – ведомый». Так, например, более крупный из двойняшек часто становится для взрослых старшим, сильным, в то время как второй ребенок может считаться слабеньким. Движимые таким различным отношением к себе окружающих, близнецы разделяют роли на руководителя и подопечного. Поэтому не стоит концентрироваться на различиях между детьми.

- Аккуратная помощь . Стимулируйте интерес малышей к сюжетно-ролевым играм, чтобы каждый мог примерить на себя разные роли. Контролируйте игровой процесс, помогая ведомому выразить себя в игре, обучая его брать на себя ответственность за те или иные действия. Иногда бывает просто необходимо разделить близнецов, чтобы каждый смог проявить себя, не становясь тенью своего брата или сестры. Разведите детей по разным кружкам и секциям.

Учет родителями особенностей близнецов позволяет обойти многие возможные проблемы и помочь каждому ребенку найти свой путь, на котором рядом будет не просто близнец, а хороший друг – брат или сестра.

Звездные родители близнецов

Диана Арбенина, певица, и Артем и Марта (5 лет):

«Хотя Артем и Марта двойняшки, они абсолютно не похожи друг на друга. Когда они были помладше, по моему возвращению с гастролей домой сын с криками кидался на шею, а дочка сначала бежала ко мне, затем притормаживала, как будто присматривалась, а потом тихонько подходила, крепко обнимала и утыкалась в коленку. И это такая сильная сцена! Марта очень глубокая, ранимая и мудрая. Артем же более открытый, вспыльчивый, но при этом тонко чувствующий».

Мария Болтнева, актриса, и Платон, Тимофей и Андрей (3 года):

«У сыновей одинаковые кроватки, зубные щетки, стулья. А вот одежду я им покупаю разную. Каждому придумала стиль: Тимка – немножко рэпер: стильный, с кепкой, перевернутой назад; Платона вижу ученым в штанах с подтяжками и с микроскопом; Андрюху – онегинским денди».

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

Хочу рассказать мой личный опыт – как можно вырастить двойню и не сойти с ума?

О том, что я беременна, я узнала в июле 2012-го. Тогда мне только исполнилось 20. Этот високосный год, запомнившийся одним негативом: смерть дедушки, расставание с любимым парнем, он был трудным и напряженным. А тут, казалось бы, вот такое чудо с неба. К детям я, конечно, готова не была. С парнем мы сошлись снова, задумали свадьбу, но большой уверенности не было.

Что делать? Как жить дальше? На что?

Вопросов было предостаточно.

Но не в моих принципах долго унывать. Ребенок – и ладно, и хорошо, вырастим, все же растят. Так я думала до тех пор, пока не пошла на первое УЗИ. А там – два бьющихся сердечка и радостный вердикт врача: «Ой, у вас их там двое»…
Беременность перенесла легко, также как и свадьбу на пятом месяце. Задорно, оптимистично и даже уверенно. Правда, последний месяц из-за огромного живота (я, девочка ростом 158 сантиметров и весом меньше 50 кг до беременности напоминала огромный дирижабль) и отеков я практически не ходила. Лежала на диване и смотрела все сериалы подряд.

И вот, 1 марта в 10:29, а потом и в 10:30 в операционной роддома раздались два пронзительных крика. Так появились на свет они, лучшие девчонки на планете. Алиса и Полина. Обе по 45 сантиметров и с разницей почти в полкило – 2250 грамм у Алисы против 2600 у Полины. В сумме – 4850 грамм счастья.

И начались трудовые будни. Первые пять прошли в роддоме. После кесарева сечения тяжело было все – есть, дышать, ходить и вообще жить. Но я же оптимистка, я же все могу!

Поэтому и вставала с трудом с кровати, и ползла к кювезам, в которых лежали дети, и к пеленальным столикам. И так – все пять дней по кругу.

А потом нас выписали. Муж сейчас говорит, что первый год с детьми можно назвать адом. Частично я с ним согласна. Бесконечные кормления (мы были искусственники, молока почти не было), смены подгузников, гуляния и переодевания.

Ритм жизни даже меня, веселушку и хохотушку, вгонял в депрессию. Но все же я с ней справилась. Как? Рассказываю.

Я старалась чаще бывать на улице . Моя коляска весила 23 килограмма, еще десяточку – подросшие дети. И я гордо выкатывала свою карету на улицу (моя больная спина теперь регулярно передает мне приветы), бегала с нею по магазинам (даже катались на эскалаторе!!!), гуляла по паркам, набережной и просто по городским улочкам. Мне безумно нравилось ловить восхищенные взгляды прохожих, слушать их похвалу. Это помогало справиться с тяжелыми мамскими буднями.

Я искала компанию. Еще на этапе беременности мы подружились с девочкой, живущей по соседству. Ее мальчика родился на 20 дней позже моих девчонок, однако нам это не мешало гонять с колясками по всему городу и постоянно смеяться. И наслаждаться жизнью – вкусным мороженым, ярким солнышком, зеленой листвой. Старались брать от жизни все.

Я стала работать. По профессии я журналист, когда-то, еще в школе, освоила копирайтинг. И как только девчонкам исполнилось пять месяцев, стала вспоминать забытые навыки. И у меня получилось! Работала старательно. Копирайтинг помогал мне отвлечься от напряженных будней.

Работала с детьми на руках, с ними, кстати, и писала диплом. Даже два – на получение квалификации бакалавра и магистра.

Было ли мне сложно? Только сейчас, отправив детей в детский сад, я понимаю, что да.

А тогда с трудностями справлялась легко. Зато всегда были свои заработанные деньги на погремушки и вкусняшки.

Конечно, я, как и все, частенько унывала. Прийти в себя в кратчайшие сроки мне помогали улыбки моих девчонок и вера, что все обязательно будет хорошо .

Я смотрела на фотографии тройняшек и думала: им еще тяжелее, а они улыбаются. А чем я хуже? Я что, слабее? Я сильная, я могу!

Уже больше трех лет я счастливая мама. Сейчас мои девчонки ходят в детский сад, я по-прежнему работаю. Причем на нескольких работах. Я же молодая девушка, мне всего 24 – и ремонт дома сделать хочется, и посудомойку купить, и на автошколу заработать. А еще, конечно, красиво одевать всю свою семью, ходить по выходным гулять и объедаться мороженым, спускать все деньги на аттракционы, лабиринты, детские комнаты и все то, что приносят детям огромное удовольствие, вызывает счастливый смех. Знакомые девчонки часто спрашивают у меня: как ты смогла за три года не сойти с ума? Мы с одним помираем, а ты с двумя вечно на позитиве. А я тихо улыбаюсь.

Загадочный мир детей близнецов отличается от жизни обычных детей тем, что они никогда не бывают одиноки. При правильном отношении это может стать преимуществом. Как воспитывать двойняшек, чтобы они чувствовали себя счастливыми и нормально развивались? Этот вопрос интересует многих родителей, которые хотят дать детям все необходимое.

Из этой статьи вы узнаете

Взаимоотношения близнецов

Внешне близнецы могут быть очень схожими. Это не должно вводить в заблуждение по поводу отсутствия у них индивидуального характера, наклонностей, талантов и особенностей восприятия мира. Отношения между двойняшками отличаются от разновозрастных детей из одной семьи. Их общение взаимозависимо в большей мере и менее конфликтно.

Еще в материнской утробе эти два человека сосуществуют вместе, слышат биение сердца друг друга и учатся понимать без слов. Как всем людям им свойственно ссориться и проявлять не самые хорошие черты характера. На какие особенности воспитания двойняшек родителям стоит обратить особое внимание?

  • Синдром подзадоривания. Смотря друг на друга, малыши склонны повторять поступки, усиливая реакцию поведения. Чаще всего это не очень хорошие поступки, связанные с баловством. Когда кричит один, второй старается кричать еще громче. Каждая шалость одного из двойни повторяется с удвоенным энтузиазмом.

Психологи советуют родителям не обращать внимания на шалости, и стараться быть терпеливыми. В качестве наказания можно разделять близнецов по разным комнатам на несколько минут, чтобы они успокоились. Нельзя вызывать у детей чувство соперничества, уделяя каждому равное внимание, симпатию и заботу.

  • Тайный язык близнецов. Для двойни свойственно индивидуальное развитие речи. Малыши склонны подражать словечкам друг друга, и поэтому иногда их трудно понять. Часто близнецы изобретают свой особый язык, понятный только им двоим. Это происходит, если дети большую часть времени предоставлены сами себе, и много общаются между собой.
  • Конкурентная борьба. Часто, более сильный ребенок в паре берет на себя роль лидера. Иногда лидерство бывает поочередным в зависимости от ситуации. Конкуренция и взаимная вражда между близнецами не так выражена, как между разновозрастными детьми в семье. Но близнецы тоже воюют за родительское внимание.

Могут отталкивать друг друга во время игры с мамой, требовать, чтобы внимание принадлежало только одному из них. После года двойню уже можно научить, что нужно ждать своей очереди, быть терпеливым, уступать брату (сестре).

  • Разная степень взаимозависимости в паре. Выделяют несколько типов взаимозависимости в паре: тесная, умеренная и слабая. Тесная зависимость чаще всего наблюдается у генетически идентичных монозиготных близнецов. Это и не удивительно. У них одинаковый набор генов, и только отпечатки пальцев отличаются. Иногда такие двойняшки дополняют друг друга своими способностями, и чувствуют себя полноценными только рядом с братом (сестрой).

В умеренно зависимых парах близнецы более общительны с окружающими, имеют независимую позицию в коллективе. Они обладают самодостаточностью, не копируют друг друга во всем. Двойняшки, которые стремятся постоянно противопоставлять себя друг другу, конкурировать и бороться за превосходство тоже встречаются. В таких случаях родителям нужно запастись терпением и стараться сглаживать все конфликты.

Отношение родителей

Близнецы нуждаются в подчеркивании их индивидуальности. Это предотвратит возникновение проблем в будущей взрослой жизни, будет способствовать развитию индивидуальных особенностей и способностей. Родители должны выработать у детей установку, что их жизнь и поведение не должны быть одинаковыми. В то же время научить любить и поддерживать друг друга, проявляя взаимопомощь и сочувствие.

Само рождение двойняшек еще не означает, что родителям будет очень трудно. Некоторые родители утверждают, что воспитание двойни – это счастье. Действительно, можно позавидовать некоторым близнецам, они умеют понимать не только слова, но и мысли друг друга с одного взгляда, и имеют в лице брата (сестры) надежного друга и верного помощника, который никогда не придаст в беде.

Психологи советуют для развития индивидуальности двойняшек покупать им с детства разные игрушки и одежду, которые будут походить только по качеству и цене. Чтобы не было конкуренции и ненависти, нельзя проявлять к одному из детей больше внимания, чем к другому. Нужно находить силы и время на занятия с обоими малышами.

В переходном возрасте некоторые двойняшки начинают противопоставлять себя друг другу. К совершеннолетию многие опять становятся очень дружными, а другие окончательно расходятся в определениях ценностей и жизненного пути.

Правильное развитие двойняшек

Двойняшки – это обычные малыши. Каждый близнец нуждается в индивидуальных занятиях, хорошем уходе и заботе, как все дети.

Им немного труднее приходится при родах. Иногда они рождаются раньше срока и весят меньше чем другие детки. Но со временем догоняют сверстников при хорошем уходе. В младенческом возрасте близнецы могут страдать нарушениями сна.

Один малыш просыпается и своим плачем будет другого. В таких случаях хорошо делать лечебный массаж и купание перед вечерним кормлением в теплой ванне. От недосыпания малыши становятся агрессивными или, наоборот, вялыми с пониженным аппетитом. Важно соблюдать режим дня и питания.

Во время игр и занятий с детьми их нужно различать, не относясь к ним, как к группе. Например, у каждого может быть свое любимое блюдо. Хотя маме трудно готовить много разнообразных блюд, но полезно учитывать пожелания и отвечать на них. Если один любит кисель, а другой компот, необязательно убеждать двойняшек, что нужно есть одно и то же, лучше приготовить каждому отдельно. В одежде, если нет возможности покупать разные вещи, нужно, чтобы рубашки отличались пуговицами или воротничками.

Каждого ребенка нужно называть по имени, и можно придумать каждому ласковое прозвище. Двойняшки могут путать свои имена, даже когда пойдут в школу. Очень важно уделять много времени для развития речи. Двойняшки часто очень смышленые детки и во многом опережают своих сверстников. Но у родителей недостает времени общаться с малышами и обучать их.

Близнецы общаются друг с другом и не склонны посвящать кого-либо в свой круг интересов. У них даже вырабатывается свой язык, понятный только им. Он состоит из помеси слов родного языка и придуманных, которых не существует. Поэтому чем раньше родители начинают речевое воспитание двойняшек, тем лучше.

К шести годам малыши обычно догоняют сверстников. Но иногда может понадобиться логопед, потому что близнецы, слыша дефекты речи друг друга, склонны их повторять. Во время занятий нужно обращаться к каждому малышу отдельно, говоря лично для него.

Скоро в школу

Многие родители с нетерпением и страхом ждут, когда их непоседы и озорники пойдут в школу. Перед многими семьями встает вопрос, как лучше для детей учиться – вместе или раздельно?

Все зависит от того какие отношения складываются между двойняшками. Если они сильно зависят друг от друга, а взаимное присутствие дает им ощущение спокойствия и комфорта, то разделять малышей нельзя.

Бывают двойняшки, которые сильно отличаются друг от друга в физическом развитии и темпераменте. Один из детей склонен к лидерству, подавляя другого, или между детьми сильно развито соперничество. В таком случае разумнее отдать малышей в отдельные классы. Это позволит лучше развиваться их индивидуальным способностям.

  • двойняшки должны быть в школе и дома вместе столько времени, сколько они хотят, если в подростковом возрасте дружные дети захотят перейти в разные классы, не нужно им мешать;
  • каждый из двойни должен быть самостоятельным в меру своих сил (выбирать какая должна быть одежда, прическа, любимые блюда, игрушки, книжки);
  • дети должны обучаться так, как им позволяют их индивидуальные способности (если у одного из детей технический склад ума, а у другого склонность к гуманитарным наукам, нужно поощрять и не требовать быть таким же, как брат или сестра).

Родителям нужно быть очень внимательными к потребностям близнецов во взаимном общении. Для некоторых из них это неразрывная духовная связь, при отделении от брата или сестры дети чувствуют себя калеками.