Дети визуалы. Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? При обучении точным дисциплинам

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.

Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?

Особенности внимания. Аудиал легко отвлекается на звуки.

Направление взгляда. У аудиалов - по средней линии.

Словарь общения. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

При выполнении работы на уроке или дома аудиалу рекомендуется не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

И замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

Аудиалу -лучше сказать шепотом "ш-ш-ш";


Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.

Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.

Ситуация: поведение на перемене.

Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.

Аудиальный ребенок — это настоящий айсберг, у которого внутренний мир настолько безграничен, что это трудно себе представить. Не судите по скудости внешних проявлений, кажущейся безэмоциональности. Действуйте осторожно.

Для аудиала главное — это ритм. Попробуйте познакомиться с его ритмом, сонастроиться с ним. Если это слишком трудно для вас, то, на первое время, хотя бы примите за аксиому: этот ритм существует, и именно он является причиной заторможенности, отсутствия реакции, слишком долгого выполнения заданий и так далее. Ритм замедляется, если аудиал ощущает угрозу. Он просто уходит в кокон.

Вам здорово поможет знакомство с музыкой, которую любит ваш ребенок. А любимая музыка у него есть, даже если ваша семья немузыкальна. Он ловит ее повсюду — на улице, в школе, в магазине, во время просмотра фильмов. Обнаружьте ее, слушайте ее, постарайтесь через нее познакомиться с внутренним миром вашего ребенка-аудиала.
Когда обращаетесь к ребенку, чаще употребляйте слова: «я тебя слушаю», «послушай, пожалуйста», «я слышу...». Или — «я тебя не слышу» — если чувствуете, что контакт затруднен.

Ваш ребенок умеет слушать. Не злоупотребляйте этим, читая нотации и нравоучения. В этом смысле лучше быть лаконичным. А вот в чем не следует себя ограничивать — так это в разговорах «по душам» . Делитесь с ребенком (практически, любого возраста) тем, что вы чувствуете, что с вами происходит. Тогда и он будет делиться с вами. Если ребенку-визуалу нужно, чтобы, по возвращении из школы, родители засыпали его вопросами, на которые он будет с гордостью отвечать, то аудиалу информацию нужно вначале ДАТЬ.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, не кричите на аудиала. Если это случилось, попросите прощения у ребенка. Для него крик — хуже, чем удар. Это — грубое разрушение его мира. Если крик будет вашим частым спутником, то аудиальный ребенок и, тем паче, подросток, позаботится о том, чтобы стены его замка стали еще прочнее и неприступнее.

Помимо музыкальных занятий, используйте различные музыкальные игры, а также — игры, где используются движение и ритм. Хорошо известна, например, давнишняя детская игра «Море волнуется, раз...». Можно устраивать танцевальные состязания — кто лучше повторит движения другого. Хороши конкурсы барабанщиков — в качестве инструмента подойдут ведра, тазы, кастрюли (если у вас нет достаточного количества настоящих барабанов-бонго или джимбе.

Что травмирует аудиала, чего нельзя делать, воспитывая аудиального ребенка?

1. Ребенка с явно доминирующей аудиальностью травмируют требования быстро реагировать, что-то делать очень быстро, быстро отвечать на ваш запрос. Это - давление и насилие над природным темпераментом аудиала. Дайте аудиальному ребенку столько времени, сколько ему нужно, не подгоняйте репрессиями, по возможности, не торопите.

2. На аудиального ребенка нельзя орать, кричать, нельзя плясать и танцевать, будучи беременной таким ребенком. Неприятный звук и надрывный крик аудиального ребенка всегда травмирует. Не кричите, постарайтесь всегда разговаривать с таким ребенком спокойно. Сделайте хорошую звукоизоляцию в квартире, закажите окна не с двойными, а тройными стеклопакетами, проконсультируйтесь со специалистами, сделайте хорошую изоляцию стен и полов (чтобы маленькому аудиалу не слышать как скандалят или ссорятся соседи), чтобы в своей комнате у аудиального ребенка была идеальная среда, защищающая маленького аудиала от неприятных раздражающих звуков улицы, подъезда, кухни и т.д. Создайте наиболее комфортное психологическое пространство для аудиала в месте его сна и работы, тогда ребенок будет более психологически устойчив, гораздо менее склонен к стрессу и депрессиям.

3. Не перебивайте вашего аудиального ребенка, когда он говорит, не сбивайте ритм его речи, учитесь слушать, настраивайте себя, в первую очередь, на прослушивание того, что он говорит.

Будьте крайне осторожны, выражаясь нецензурно в присутствии аудиального ребенка, а в идеале полностью исключите ненормативную лексику в присутствии ребенка-аудиала. Поскольку звук, слово, наполненное звуковым содержанием, для аудиала несет содержание, а матерные слова напрямую связаны с темой секса, учитывая при этом то, что аудиальная природа конфликтна к продлению жизни, таким образом, особенно брань с нецензурными выражениями способна крайне травмировать маленького аудиала. Полностью исключите нецензурную лексику в ваших выражениях и высказываниях.

Что важно учитывать, воспитывая аудиального ребенка, что и как развивать?

Поскольку сон - состояние, наиболее приближенное к смерти, именно для аудиала сон особенно важен. Давайте маленькому аудиал давать спать столько, особенно в выходные, сколько ему нужно. Отсыпаясь, аудиал восстанавливается от перегрузок и стрессов.

С детства приучайте аудиального ребенка слушать классическую музыку, лучше тихо, на хорошей аппаратуре (например, на хороших колонках, сделанных из дерева, а не из пластмассы).

Чтобы снять уровень стресса (например, когда аудиальный ребенок имеет выпускные экзамены), постарайтесь дома говорить спокойно и тихо, чтобы не создавать дополнительного напряжения, т.е. создать условия, когда ребенок-аудиал может полностью сосредоточиться на предмете изучения. Как уже упоминалось ранее, в доме, где растет аудиальный ребенок, желательно иметь хорошую звукоизоляцию.

Для лучшей релаксации давайте возможность аудиальному ребенку периодически погружаться в полную тишину или находиться в среде, близкой к полной всеохватывающей тишине. Для этого же подходят поездки на природу в безлюдные места, особенно в горы и природные заповедники, где ребенок-аудиал может допустить для себя идею гармонии созданий творца. Такие поездки способствуют психологической разгрузке аудиала, восстановлению баланса и равновесию.

«Кнут» аудиальному ребенку не нужен, поскольку, аудиал крайне покладист, запросы крайне скромны, хлопот с таким ребенком обычно немного.

«Пряник» обычно не нужен тоже, потому как аудиал способен быстро интеллектуально развиваться и, благодаря широте интеллекта, даже решать те сложные зачади, которые не получается решать многим другим ученикам. Хотя «пряником», конечно, может быть билет на концерт любимого исполнителя или редкий диск с аудио-записями. При воспитании аудиального ребенка важно находить более сложные новые ориентиры через развивающую литературу, книги и фильмы, а также крайне важно, чтобы аудиальный ребенок хорошо развивался физически, регулярно общался со сверстниками, играл и бегал во дворе как все мальчишки и девчонки, т.е. при хорошем интеллектуальном уровне не отставал и в физическом развитии тоже.

6. Крайне важно КАК МОЖНО РАНЬШЕ научить читать такого ребенка. Чтение для аудиала - лучшая психотерапия, способствующая снять любое напряжение, возникающее от невозможности найти ответы на многие вопросы.

Облегченную литературу по философии (Камю, Сартр, Ницше, Шопегауэр и другие), греческих философов (Платон, Аристотель, Сократ и другие)

Попробуйте сделать подборку и предложить литературу философско-мистического содержания со сложным структурным содержанием (Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита", Габриэль Гарсиа Маркес " Сто 100 лет одиночества", Даниил Андреев «Роза мира» и др.)

Культивируйте чтение хорошей фантастики (Герберт Уэллс, Рэй Брэдбери, Джон Толкин, Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, и другие), просмотр содержательных фильмов фантастического содержания («Матрица», «Солярис», «Аватар», «Небо над Берлином» и др.), заставляющих аудиального ребенка задуматься. Помимо музыки, идеи и только идеи, пространство идей и их многообразие - это специализация аудиала, его "поле", на котором он может пожать отличный урожай и продать свой талант будучи развитым, в зависимости от выбираемой специальности будь то идеи и открытия в области физики (особенно если в дополнении к развитой аудиальности у ребенка есть еще и анальная фиксация) или, скажем, в совершенно противоположной области - в политтехнологиях (особенно в сочетании фиксаций аудиальность+назальность). Очень важно с детства тренировать аудиального ребенка в развитии и совершенствовании идей.
Поэтому, после просмотра фильма обязательно постарайтесь обсудить ключевые идеи кинокартины с ребенком, задавайте вопросы, способствуйте тому, чтобы ребенок задумывался над совершенством идеи, над идейным содержании, предложите ему развить идею/идеи фильма, усложнить ее(их), усовершенствовать. Такой прием несомненно способствует развитию аудиального ребенка, в особенности развитию абстрактного интеллекта.

Конечно, очень часто дети смотрят все подряд: это касается и фильмов, и мультфильмов. И это нормально, но дополнительно, устраивая домашний кинотеатр, если вы планомерно отбираете и выбираете более сложные в плане сюжета, идей и содержания кинокартины, смотрите вместе с ребенком и обсуждаете их после, то именно это помогает и способствует развитию аудиального ребенка; вы как бы направляете процесс развития ребенка, помогаете ему развиваться, усиливаете и развиваете заложенный от природы сложный и богатый интеллект аудиала, а общее развитие часто способствует развитию сильных личностных качеств.

Можно попробовать посмотреть, например, фильмы Тарковского, сложные по структуре и содержанию и наполненные идеями (особенно «Зеркало», «Жертвоприношение», «Солярис», «Сталкер» и «Ностальгия»).

В состояниях стресса или сильного волнения, переживаний, иногда крайне помогает чтение главных религиозных книг (библия, коран, талмуд и др.) Чтение нескольких страниц перед сном часто способствует переосмыслению стрессовой ситуации и расслаблению аудиала.

Мероприятия, кружки и группы, способствующие развитию аудиальности со знаком «+».

Музыкальные и танцевальные группы. Посещение музыкальных мероприятий, обучение музыке и танцу (танец особенно подходит ребенку с сочетанием аудиальность+дермальность) — это непременное условие развития аудиала. Неважно, что это будет. Важно, чтобы он жил с музыкой, дружил с ней, мог сам создавать ее.

Посещение концертов мировых знаменитостей-исполнителей музыки. Аудиальному ребенку вместе со взрослым-аудиалом, выбирающим репертуар, рекомендовано регулярное посещение концертов, оперы, лучших постановок классического балета.

Музыкальные игры-конкурсы. Караоке. Отлично развивают аудиальность — а заодно, и социальные качества аудиала игры-конкурсы типа «Угадай мелодию», «Угадай исполнителя», исполнение караоке. Попробуйте устроить такой конкурс во время новогоднего праздника или дня рождения одного из членов семьи.

Изучение иностранных языков. Наконец, важнейший способ развития аудиальности — изучение иностранных языков. Причем, изучение по европейской модели — начиная не с чтения и письма, а с прослушивания и произнесения слов. Детям языки даются легче, а аудиальным детям — еще легче, чем взрослым. Важно делать акцент на правильное произношение, и результат порадует вас самих и вашего ребенка. Кстати, этот же совет подходит и взрослым аудиалам.

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: Сказкотерапия или Как ваши дети смогут стать героями сказки?

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: 6 очень важных книг для любой мамы

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

Сегодня будем говорить о детях-кинестетиках, которые воспринимают действительность не только посредством осязания и обоняния. Главное для них - прикоснуться и почувствовать изучаемый предмет. Именно через ощущения-осязания они могут знакомиться с внешним миром. Также узнаем, как их воспитывать.

Как они выглядят?

Будем разбираться, кто такие кинестетики. Их можно легко распознать по внешним чертам. Итак, характеризуются:

  • Отвлеченностью во взгляде. При беседе никогда не смотрят оппоненту в глаза, причем всячески избегают взгляда даже при важном диалоге и общении с близкими людьми. Достаточно будет прикоснуться к собеседнику, дружески похлопать по плечу.
  • Привязкой к старому гардеробу. Кинестетики годами могут носить вещи и при этом чувствуют себя достаточно комфортно, их не смущает неопрятный внешний вид стоптанной обуви и образ в целом. Нет, от них вкусно пахнет, но их любовь к старым вещам портит о них все впечатление.
  • Непроизвольным движением рук. Они постоянно крутят в руках какие-либо вещи либо поглаживают поверхность приглянувшегося предмета. А при беседе обязательно осуществляют тактильный контакт, к примеру, похлопывание по руке и поддерживание локтя.
  • Наличием мимических морщинок, особенно носогубных. Потому что, выказывая недовольство, они не кричат, а гримасничают.

Благодаря этим характеристикам мы начинаем немного понимать, кто такой кинестетик.

Рассмотрим присущие им качества

Есть некоторые особенности, их отличающие. Это:

  • Поспешность принятия решения. Он готов к тому, что работу придется переделать, но не станет анализировать и прогнозировать перспективы.
  • Спокойствие. Кинестетики неагрессивны, как правило, и благодаря хорошей интуиции чувствуют таких людей и стараются избегать с ними общения.
  • Неразговорчивость. Это качество часто путают с застенчивостью. Просто они неярки в общении по сравнению с разговорчивыми аудиалами, которые познают мир посредством звуков.
  • Меланхоличная черта характера. Их восприятие зачастую зависит от внешних факторов. Они прагматики, но, несмотря на это, все же замыкаются, при этом никого не замечая вокруг себя.
  • Консервативность. Настороженно относятся ко всему неизведанному и новому. Новаторы и бунтари являются большой редкостью среди них.

Таким образом, кинестетик - это человек, который нуждается в том, чтобы его окружали надежные и верные люди. Он отличается покладистым, сдержанным характером. А теперь поговорим о детях-кинестетиках.

Что они собой представляют?

Итак, кинестетик - это человек, который воспринимает новые данные посредством органов зрения и слуха через движения. Малыши-кинестетики очень подвижны, рано делают первые шаги, у них хорошо развита моторика рук. Поэтому обожают шустрые игры. Они не могут долго находиться в состоянии покоя и заниматься монотонной работой. Любят все познавать на ощупь.

Дети-кинестетики - практики. Поэтому объяснять материал им необходимо медленно, простыми словами, используя картинки с жестами и прикосновениями, без них никак. В этом и есть единственная трудность. Необходимо набраться терпения, повторять информацию придется очень много раз, при этом постоянно поглаживая и заключая в объятия ребенка. Можно нашептать материал для запоминания на ушко, потому что, говоря, вы будет прикасаться к нему.

Такие детки тяжело переживают стресс, они глубоко погружаются в себя. Поэтому необходимо больше разговаривать с ними, интересоваться душевным состоянием. Теперь становится немного понятным, как определить детей-кинестетиков. Идем дальше.

Как узнать, кто ваше дитя?

Предложим тест для детей: «Аудиал, визуал или кинестетик». Существует три способа восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (посредством прикосновений). Итак, читая анкету, отмечайте характерные вашему ребенку особенности. В конце суммируйте результаты по всем типам, и где больше будет набрано баллов, к тому типу и относится ваше чадо. Кинестетик-тест:

1. При общении ребенок…

  • Применяет простейшие словесные формы.
  • Говорит, произнося с ошибками отдельные слова и звуки.
  • Опускает предлоги и наречия.
  • Применяет сложные обороты речи.
  • Произносит предложения правильно.
  • Скрупулезно повествует продуманный текст.

Кинестетик:

  • Трудно изъясняется.
  • Объясняется простыми неправильными предложениями.
  • Старается не рассказать, а изобразить.

2. Играя ребенок…

  • Выбирает кроссворды, ребусы и настольные игры.
  • Обожает компьютерные игры и с калькулятором.
  • Посредством наблюдения познает новое.
  • Обожает прослушивать информацию в записи.
  • Предпочитает игры, где необходимо фантазировать и читать книги.
  • Изучая руководства и правила, самосовершенствуется.

Кинестетик:

  • Выбирает игры на улице.
  • Предпочитает бассейн, горки и каток.
  • Все игрушки будут задействованы.

3. Когда ребенок в процессе любой деятельности…

  • Выводит буквы старательно.
  • Поделки получаются идеально красивыми.
  • Без труда вырезает, склеивает детали и раскрашивает.
  • Пишет неплохо.
  • Работая, бормочет себе под нос.
  • Поделки выходят в целом аккуратными.

Кинестетик:

  • Пишет с трудом.
  • Письмо выходит некрасивым.
  • Поделки выглядят неопрятными.

4. Когда ребенок начинает двигаться…

  • Предпочитает настольные игры, прогулке.
  • Выбирает бадминтон, потому что неплохо получается;
  • Нравятся игры со строгими правилами.
  • Играя, больше болтает.
  • Выбирает речевые игры.
  • Занимаясь чем-либо, разговаривает сам с собой.

Кинестетик:

  • В приоритете игры на улице.
  • Демонстрирует отличную координацию.
  • Постоянно в движении.

5. Когда чадо оказывается в кругу других детей, то…

  • Все равно ощущает одиночество.
  • Прежде чем начать играть, смотрит за другими.
  • Тяжело адаптируется в новом социуме.
  • Просто расплывается в улыбке, счастлив.
  • На занятиях, к примеру, очень много болтает, тем самым мешает сверстникам.
  • Имеет привычку отвечать за других, этим ведет себя несколько вызывающе.

Кинестетик:

  • В коллектив вливается легко, но слишком болтлив.
  • Вводит одноклассников в смуту, поскольку мешает им.
  • Обожает баловаться.

6. Когда ребенок пребывает в состоянии тревожности…

  • Практически неэмоционален.
  • Начинает тревожиться, потому что чувствует это от других.

Кинестетик:

  • Легко расстроить.
  • Когда привлекают к порядку, реагирует грозно, причем без стеснений и угрызений совести.

7. В процессе обучения ребенок…

  • Способен воспроизводить информацию по памяти.
  • Вспоминает показанное.
  • Лучше запоминает, заучивая наизусть.
  • Знает звуки, отвечающие буквам алфавита.

Кинестетик:

  • Трудно запоминает информацию.
  • Быстро переключает внимание.

8. Когда ребенок находится в школьном классе

  • Тщательно следит за своим внешним видом.
  • Содержит в полном порядке рабочую зону.
  • В свободное время самосовершенствуется.
  • Медленно адаптируется в новой обстановке.
  • Внешний вид нельзя назвать аккуратным, но и неряшливым тоже.
  • Нужно постоянно напоминать убрать за собой рабочую зону.
  • Податливый, кроткий, внимательный.
  • Первый говорун в диалогах, часто сообщает педагогу о чьем-то плохом поведении.

Кинестетик:

  • Совершенно не заботится об опрятности внешнего вида и часто бывает неряшливым.
  • Трудится в абсолютном беспорядке, за несколько минут может все перевернуть на рабочем месте.
  • Играя, очень активен.
  • Если заставили сидеть на стуле, дергается и строит рожицы.

Плюс к этому любит играть в театральных сценках и лучше запоминает действия, чем слова. Итак, мы рассмотрели небольшую характеристику детей-кинестетиков, идем дальше.

Все это можно использовать в обучении

Делать это следует следующим образом:

  • Запомнить материал легче, если наложить его на движения. Вспомните детскую считалку-разминку: «Мы писали, мы писали…»
  • Давайте ребенку возможность передохнуть, чтобы он мог побегать, попрыгать, сделать зарядку.
  • Используйте для наглядности предметы, которые можно пощупать.
  • Больше прогуливайтесь на свежем воздухе за городом.
  • Скоординируйте процесс обучения с ролевыми играми.

Занимаясь физкультурой, делая упражнения, проговаривайте вслух словами все движения.

Как правильно преподать информацию?

Итак, ваш ребенок кинестетик, как воспитывать и обучать его? Дадим несколько рекомендаций:

  • Прописывайте буквы не только на бумаге. Используйте другие поверхности, к примеру, можно выводить слова на лоскутке ткани, бархате, стекле, доске и так далее.
  • Пользуйтесь трафаретами.
  • Лепите буквы и цифры из пластилина, можно применить тесто и даже глину; вырезайте их ножницами.

Объясняя ребенку материал, не скупитесь на жесты. Демонстрируйте его посредством картинок. Ни в коем случае не кричите на ребенка, он замкнется в себе.

Используйте мышечную память

То есть необходимо зарифмовать материал и произнести его, одновременно совершая какие-нибудь движения. Повторить несколько раз. Данная техника сразу выполняет не одну полезную функцию: малыш отдыхает, расслабляется и при этом запоминает информацию.

При обучении точным дисциплинам

Инструментом, посредством которого дети-кинестетики познают действительность, является тело. А двигательная активность выступает главным способом восприятия. Чтобы освоить информацию, им необходимо повторить ее, жестикулируя. Тяжелый учебный материал легче запомнить посредством конспектирования.

Ученикам-кинестетикам невероятно сложно сидеть и слушать сухой рассказ преподавателя. Учитель их может заинтересовать заданиями на исследования, задачами с четким алгоритмом действий, решения в которых можно найти несколькими способами.

Ребенок-кинестетик информацию лучше усваивает с вещами разного дизайна. Слова запоминаются лучше при тактильном контакте с изучаемым объектом или предметом, а стихотворение - в движении.

Не запрещайте трогать предметы, разрешите прикоснуться, почувствовать его. Чаще обнимайте, хвалите, целуйте своего ребенка. Тактильный контакт для него играет первостепенную роль.

Вывод

Теперь мы знаем, как воспитать ребенка-кинестетика. Главное, не забывайте, что только посредством активного участия в жизни ребенка вам удастся распознать его тип личности, подружиться, добиться доверия и расположения, а также помочь в социализации, освоении навыков, получении опыта и знаний, которые пригодятся ему в будущем и станут надежной и фундаментальной отправной точкой для великих свершений.