Волосы мухаммада. Реликвии народов мира: волос пророка Мухаммеда как символ неиссякаемой веры. «кто докажет, что это именно волос пророка?»

Во вторник, 6 октября, к 18:00 по московскому времени в открывшуюся после реконструкции Соборную мечеть столицы будет доставлена одна из главных реликвий мусульманского мира — волос пророка Мухаммеда . Вплоть до самой ночи любой желающий сможет посмотреть на реликвию. После этого волос будет храниться в специальном месте в мечети и выставляться на всеобщее обозрение только по самым значимым религиозным праздникам.

Интересно, что по всему миру существует множество мест, где хранятся аналогичные реликвии — другие волосы с головы пророка Мухаммеда.

Даже в России, кроме реликвии, которая отныне будет храниться в Москве, существует ещё два настоящих волоса пророка, которым любой верующий может поклониться. Они хранятся в Махачкале и Твери. Согласно легенде, подлинность принадлежности волоса пророку доказывают его особые свойства: он источает аромат и не отбрасывает тень.

Кстати, и в мусульманстве, и в других религиях существуют реликвии, которые прошли сквозь века и сегодня почитаются десятками и сотнями миллионов человек. Это либо части тела пророков и святых людей, так называемые мощи, либо что-то, что им принадлежало или соприкасалось с ними.

Туринская плащаница

Плащаница, которая хранится в итальянском городе Турине, по преданию, является именно тем куском ткани, в который было завёрнуто тело Иисуса Христа . На плащанице отпечатались следы тела и крови пророка.

Об обретении плащаницы стало известно в 1353 году, спустя 13 веков со смерти пророка. Один из участников Крестовых походов объявил о том, что обладает этой реликвией. С 1532 года плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Копия Туринской плащаницы в базилике Санта Кроче. Фото: flickr.com / Saint Joseph

Христианская церковь расходится в своих взглядах на подлинность Туринской плащаницы. Официальные же исследования показали, что дата производства материи, скорее всего, относится к XIV веку нашей эры.

Зуб Будды

Есть свои реликвии и в буддизме. Если верить легенде, тело Будды было сожжено. Правда, одному из его учеников всё же удалось выхватить из огня зуб, который на протяжении восьми веков хранился в Индии.

Позже реликвия была перевезена на Цейлон, где хранится и по сей день. Сегодня остров переименован в Шри-Ланку, а сотни тысяч верующих ежегодно прибывают в храм Далада Малигава, возведённый специально для этой реликвии в XVIII веке в городе Канди.

Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Сам зуб видели очень немногие. В очень редких случаях, когда показывают реликвию, её укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса.

Храм зуба Будды — Канди, Шри-Ланка. Фото: www.globallookpress.com

Волос с бороды Мухаммеда

Ещё одна мусульманская реликвия — также волос. Он тоже принадлежал пророку Мухаммеду. Только на этот раз волос не с головы, а из бороды пророка.

Если верить преданию, то после смерти Мухаммеда преданный ему цирюльник сбрил бороду и сохранил её. Правда, через века до наших дней дошло всего три официально признанных волоса великого пророка.

Репродукция картины «Ecce Homo», Корреджо. Фото: Commons.wikimedia.org

Одна из реликвий, главная, хранится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Также волос из бороды пророка можно лицезреть в специальной капсуле в мечети Хазратбал, которая находится в городе Шринагар в Индии. Есть волос из бороды Мухаммеда и в России. Удивительно, но он находится в Тюменском областном музее. В нашу страну реликвия попала в конце XIX века, благодаря купцу-меценату Нигматуллы-хаджи Кармышкову-Сейдукову.

Терновый венец

Одна из главных христианских реликвий — терновый венец, который был надет на голову Иисуса Христа по приказу прокуратора иудейского Понтия Пилата и находился на ней на протяжении всего его пути на гору Голгофу, где сын божий и был распят.

Сегодня святыня хранится в одном из самых знаменитых католических храмов мира — в соборе Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Туда он попал из базилики Сен-Шапель, куда венец был помещён королем Людовиком IX Святым , выкупившим в своё время реликвию, заложенную в венецианский банк константинопольским императором.

Кости Будды

По преданию, тело Будды было сожжено по существовавшему тогда канону: перед преданием огню мощи были завёрнуты в 500 двойных саванов. Такой метод, согласно легенде, позволил сохраниться лишь костям Будды, первому и последнему слоям ткани.

После кремации на мощи святого претендовали восемь областей Индии. В итоге они были разделены на восемь частей и заложены в основания восьми ступ — специальных сооружений для хранения реликвий. Позже ступы были вскрыты, а мощи разделены на ещё большее количество частей, которое, по самым смелым подсчётам, и вовсе может составлять 84 тысячи.

В связи с этим дальнейший путь реликвии, а также подлинность каждой из частей мощей Будды определить практически невозможно. Сегодня они хранятся во множестве уголков света, в том числе и в России. Правда, в Европе есть лишь одно место, где хранятся мощи Будды, — это центральный буддистский храм Республики Калмыкия.

Фото: Shutterstock.com

Голова Иоанна Крестителя

Предтеча Иоанн , который крестил Иисуса, был обезглавлен. После этого его тело было погребено, а голова осталась во владении приказавшей убить его Саломеи — дочери Иродиады , жены тетрарха Галилеи Ирода Антипа .

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Амьена. Фото: Commons.wikimedia.org / Maxim Massalitin

По преданию, голову вынесла одна из служанок. После этого святыня была погребена, а после вновь обретена христианской верой. Причём было сразу три обретения головы Иоанна Крестителя, которые и празднуются Православной церковью. Правда, католики верят в подлинность лишь одной реликвии, той, которая хранится в Риме, в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Но есть и другие места, где якобы находится голова святого. Так, например, последователи ислама уверены, что голова Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Также на обладание единственной подлинной святыней претендуют французский Амьен, турецкая Антиохия и Армения.

Пояс Девы Марии

Согласно верованию, пояс Девы Марии вместе с ризой — это то немногое, что осталось нам от матери Иисуса Христа. За два тысячелетия он был разделён на несколько частей, которые ныне хранятся в разных странах.

Самые известные находятся в монастыре Ватопед на Афоне и в кафедральном соборе Прато в Италии. Самый маленький кусочек достался московскому храму Илии Пророка Обыденного. Также утверждается, что части пояса Девы Марии хранятся в монастыре Троодитисса на Кипре и Влахернской церкви в грузинском городе Зугдиди.

В мечети "Атбасар" в селе Садовый в Акмолинской области, состоялась церемония передачи волоса Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Духовному управлению мусульман Казахстана, сообщает Azan.kz .

Ранее, священная реликвия находилась у Фатимы Абденкызы, жительницы села Атбасарского района Акмолинской области. По словам Фатимы-аже, волос Пророка, мир ему, передавался в ее семье из поколения в поколение, от деда Бокея хаджи Сандыбай улы к отцу Фатимы - Абдибеку, а затем и к ней.

Вместе с волосом был сохранен и документ, подтверждающий подлинность реликвии, в котором сообщается:

"Шейх Ахмадуддин получил этот благословенный волосок Пророка, мир ему и благословение Аллаха, находящийся под покровительством Османской империи 12 мухаррама 1273 г. (12 сентября 1856 г.) в присутствии общины мусульман в Высокочтимой Мекке, да приумножит Аллах ее святость, от Саид Масъуда ибн Саид Махмуда".

Далее перечисляется цепь передатчиков реликвии с соответствующими печатями тех времен, и передается: "Когда это волосок будет доставлен в Бухару, пусть богословы и улемы Бухары признают его и проявят к нему почет и уважение. Этот договор заключен 11-дня месяца сафар 1287 г. (10 июнь 1870 г.) в соответствии с сунной в г. Рум в накшбандийской такийе узбеков".

К деду Фатимы аже, Бокею хаджи, реликвия попала в 1921 году, о чем также сообщается в свидетельстве. По словам Фатимы-аже, семья берегла ее как зеницу ока, но она все же приняла решение передать реликвию ДУМК. В благодарность, хранительнице были вручены ключи от квартиры.

На церемонии передачи волоса в Астане присутствовали наиб-муфтии и другие представители ДУМК, сотрудники акимата Акмолинской области, а также ученые и интеллигенция. Встреча Фатимы-аже с Верховным муфтием Ержаном хаджи Малгажыулы состоялась ранее, в Алматы.

Достоверно известно, что волосы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, были розданы его сподвижникам им самим, после того, как он обрил голову во время хаджа. Известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, полководец Халид бин аль Валид, не проигравший ни одного сражения, никогда не расставался с волосом благородного Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Волос был зашит в его одежду и он выходил на бой только с ним.

Нахождение волоса Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на казахской земле, является для нас великой честью и свидетельствует о крепкой связи наших предков с Исламом.

Исторический документ подтверждающий подлинность благословенного волоска из бороды Пророка да благословит его Аллах и приветствует

Бисмиллахир-рахманир-рахим

Вся хвала принадлежит Аллаху который даравал нам Коран, повел нас по пути веры, дал возможность посещать Запретный Дом находящийся в Высокочтимой Мекке и могилу господина сынов Аднана благочестивого Пророка Мухаммада мир ему и благословения Аллаха.

Просим Всевышнего Аллаха собрать нас в Райских садах вместе с теми, кто следовал своим знаниям и творил благое. Мир и благословение Пророку обладающему наилучшим нравом а также его семье и сподвижникам.

Почтенные ученые и религиозные деятели!

Шейх Ахмадуддин получил этот благословенный волосок Пророка, мир ему и благословение Аллаха, находящийся под покровительством Османской империи 12 мухаррама 1273 г. (12 сентября 1856 г.) в присутствии общины мусульман в Высокочтимой Мекке, да приумножит Аллах ее святость, от Саид Масъуда ибн Саид Махмуда.

Сам Саид Масъуд получил этот благословенный волосок 18 шаабана 1267 г. (9 июля 1849 г.) в Высокочтимой Мекке от жителя Лучезарной Медины Саида Абдулла ибн Хашима.

В свою очередь Абдулла ибн Хашим получил это благословенный волосок 14 шавваля 1265 г. (2 сентебря 1849г.) в Высокочтимой Мекке от Саида Асъад ибн Саид Мухаммада.

Покорный слуга (т.е. Ахмадуддин) пятого числа Рамазана 1257 г. в присутствии мусульманской общины подарил этот благословенный волосок из бороды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почтенному муфтию г. Рум Мулле Иуаз Мухаммаду.

Иуаз Мухаммад 8-дня месяца сафара 1287 г. (7 июня 1870 г.) в г. Исламбул передал этот волосок сыну Дамуллы Рахманберди кажы Мулле Абдулханифу.

Пусть не будет никаких сомнений касательно этого волоска. Когда это волосок будет доставлен в Бухару, пусть богословы и улемы Бухары признают его и проявят к нему почет и уважение.

Такийа является приютом для путников Бухары. Ее основателям явялется покойный шейх Кажибай.

Йуртике хаджи получил этот благословенный волосок примерно в 1869 г. Я получил этот благословенный волосок от Иуртике хаджи в марте 1921 г. Имя получившего Бокей хаджи Сандыбайулы.

После кончины Бокей хаджи благословенный волосок перешел к его сыну Абдибеку. Бокей хаджи скончался в феврале 1924 г.

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни.

Играет немаловажную роль, так как верующий должен подавать хороший пример во всём. А как же выглядел сам Пророк (с.г.в.)?

Очертания лица

Сподвижник Анас бин Малик (р.а.) описывал Посланника Аллаха (с.г.в.) так: «Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямыми» (Бухари, Муслим).

Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей (Бухари, Муслим).

Зять Пророка (с.г.в.), один из ближайших сахабов - Али бин Абу Талиб (р.а.) утверждал: «У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз - очень чёрный, а ресницы были длинными» (Тирмизи, Хаким).

Наиболее подробное описание оставил после себя внук Посланника Всевышнего (с.г.в.) Хасан бин Али. «Лицо Пророка (с.г.в.) сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник Аллаха (с.г.в.) обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежутки» (Табарани, Байхакы).

По словам Джабира (р.а.), у Милости миров (с.г.в.) был большой разрез глаз и широкий рот (согласно хадису от Муслима и Тирмизи). Абу Хурайра (р.а.) говорил, что у Мухаммада (с.г.в.) лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника (с.г.в.) была белая кожа (Муслим, Ахмад).

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика (р.а.) известно, что Мухаммад (с.г.в.) был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб (р.а.), добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб (р.а.), от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков - родинка красного цвета размером с яйцо. (Тирмизи).

Хасан бин Али говорил, что рост его деда - чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк (с.г.в.) обладал длинными предплечьями и большими ладонями (Табарани).

Походка

Анас бин Малик (р.а.) вспоминал, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талиба (р.а.) же известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад (с.г.в.) слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк (с.г.в.) ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего (с.г.в.) любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она - лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами - прим. сайт). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад - Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).

Талгат Таджуддин передал Татарстану священную реликвию и провозгласил Болгары «первой столицей ислама после Медины»

Принципиально важный шаг в сторону превращения в настоящий мощный центр паломничества мусульман сделал накануне Болгар. В ходе праздника «Изге Болгар җыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял волос пророка Мухаммеда, который до этого хранился в Башкортостане, а отныне навечно будет храниться в Белой мечети. По словам духовных служителей, верующим Татарстана еще только предстоит осознать исторический масштаб данного события.

«ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ИСЛАМА ПОСЛЕ МЕДИНЫ»

Великим поступком назвали вчера передачу председателем Центрального духовного управления мусульман Талгатом Таджуддином волоса пророка Мухаммеда на вечное хранение в Белую мечеть Болгар. Это самое важное событие «Изге Болгар җыены», считает глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев . «Здесь, в Болгаре, иншаллах, будет баракат (благополучие)! Это ведь не просто какой-то волос! Еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как это он смог это сделать - отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», - эмоционально выступил Бердиев.

Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии. Город Болгар - первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада. А сейчас, даст Аллах, один волос с бороды пророка Мухаммеда (да благословит Аллах его и его семью, да приветствует!) передадим на вечное хранение в город Болгар. Если тело нашего пророка Мухаммеда похоронено в Медине, то волос от его бороды будет храниться в Болгаре».

Затем внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди вынес небольшой сосуд, напоминающий миниатюрную мечеть с водруженным на нее полумесяцем, внутрь которого был помещен волос пророка. Таджуддин, поцеловав сосуд, передал его врио президента РТ Рустаму Минниханову , который принял его и также поцеловал, а вслед за ним его примеру последовали все, кто был в «президиуме».

«110 лет волос хранился в Уфе, - пояснил Таджуддин, - до этого - в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру (пятый муфтий Мухаммадьяр Султанов (1837 - 1915) был назначен указом Александра III 2 января 1886 года - прим. ред. ) турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

«ЭТО МЕСТО, ГДЕ ПОХОРОНЕНЫ ТРОЕ СПОДВИЖНИКОВ МУХАММЕДА»

Отметим, что в нынешнем году праздник, собравший тысячи людей со всех регионов России и множество зарубежных гостей, впервые проводился после того, как ЮНЕСКО внесла Болгар в список всемирного наследия. К слову, на церемонии открытия зачитали приветствие директора организации в России Ирины Боковой , которая считает важнейшим для Татарстана и многих народов за его пределами исторические значение добровольного принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году. «Это событие ежегодно привлекает значительные паломнические потоки верующих на святую землю Древнего Болгара, который воспринимается как яркий символ истории, культуры и веры», - подчеркнула Бокова.

Если же вернуться к хронологии событий, то ведущие торжественной церемонии открытия «Изге Болгар җыены» актеры камаловского театра Ильдус Ахметзянов и Фанис Зиганшин назвали Болгар «святой землей, местом, где погребен золотой век нашего народа». «Болгар - это место, где похоронены трое сподвижников пророка Мухаммеда, здесь правили 36 ханов. Здесь можно на каждом клочке земли сесть и прочитать намаз в честь наших предков», - говорили ведущие поочередно, как бы подхватывая эстафету друг у друга.

Первым с приветственным словом выступил Минниханов. «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим (во имя Аллаха милостивого и милосердного - прим. ред. )! Дорогие гости праздника! - обратился он. - От имени руководства Татарстана, Государственного Совета, правительства и от себя лично приветствую вас на святой земле Болгар. У нас, у всех мусульман, сегодня есть возможность собраться здесь, чтобы почтить память своих предков, высказать друг другу наилучшие пожелания, посоветоваться, поговорить. Болгар с каждым годом становится все краше, все вы знаете, что он попал в список ЮНЕСКО, становится удобнее приехать сюда. В этом году мы начали строить здесь гостиницу и в дальнейшем планируем осуществлять здесь не менее грандиозные планы. Я хотел бы выразить благодарность нашему первому президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Именно под его руководством здесь делаются большие дела. Всех поздравляю с большим праздником, желаю всем крепкого здоровья и надеюсь, что в будущем мы еще не раз встретимся на этой священной земле. Спасибо нашим гостям, Аллах вашу доброту не забудет. Спасибо вам!»

«КОГДА МУХАММЕД ОТПРАВЛЯЛ В БОЛГАР СПОДВИЖНИКОВ, НЕ БЫЛО НИ КАИРА, НИ БАГДАДА»

Минтимер Шаймиев , выступая с небольшой речью, поблагодарил всех: президента России Владимира Путина , врио президента РТ Рустама Минниханова, руководителей предприятий, предпринимателей и «простых граждан» - за участие в восстановлении памятников в Болгаре. «Сделано немало, предстоит еще больше, - сказал Шаймиев. - Здесь еще появятся новые музеи, в то же время речь идет о создании крупнейшего центра по изучению ислама. И уже от слов начали переходить к делу. Особенно хочу выделить, что в нашем сегодняшнем празднике участвуют религиозные деятели с Кавказа, а это означает, что по всей России все мусульмане объединились. Очень красивые и очень правильные слова были сказаны сегодня во время встречи религиозных деятелей с Рустамом Нургалиевичем - с помощью оружия ничего решить невозможно. Главное, мы должны поднять авторитет своей религии, а через это в наши дома, даст Аллах, придут мир, спокойствие и благополучие. Пусть Аллах ниспошлет нам это».

Шаймиев также рассказал, что утром в Белой мечети в присутствии Минниханова главами централизованных религиозных организаций РФ было подписано четырехстороннее соглашение, утверждающее Социальную доктрину мусульман России. Соглашение подписали уже упомянутые Бердиев, Таджуддин, а также председатель совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин .

Кто вправе объявлять джихад, что значит для мусульманина Родина, как следует относиться к немусульманам - на эти вопросы отвечает Социальная доктрина российского ислама, и на ее обсуждении татарстанской мусульманской общественностью в Российском исламском университете в конце мая присутствовал и «БИЗНЕС Online». Тогда рабочий проект социальной доктрины включал в себя 7 положений (с многочисленными пунктами). Первая ступенька, следующая сразу за введением, - «ислам и общественная мораль», далее по лестнице иерархий - «исламское образование», «отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений», «отношение ислама к крайностям и радикализму», а также к государству и политике. И, наконец, «мусульмане и экономические вопросы». Одним из главных разработчиков доктрины выступил известный исламский богослов и общественный деятель Али Вячеслав Полосин .

«НО МЫ ТОЖЕ БОЛЬШАЯ СИЛА!»

Возвращаясь ко вчерашним событиям в Болгаре, отметим, что по завершении торжественной церемонии открытия праздника и передачи волоса пророка Мухаммеда Минниханов встретился с участниками первого международного казанского форума молодых предпринимателей, на который съехались гости более чем из 20 мусульманских стран - Турции, Азербайджана, Бангладеш, Ирака, Ирана, Пакистана, Алжира, Малайзии и др. Организаторами форума и летнего молодежного лагеря стали минмолодежи РТ, молодежный форум ОИС и фонд «Сэлэт». Главная идея - собрать на одной площадке молодых новаторов из разных стран, авторов инновационных, социальных и бизнес-проектов и создать условия для их развития, насыщенную образовательную программу, а также условия для поиска потенциальных партнеров и даже инвесторов благодаря KazanSummit.

Общаясь с участниками молодежного форума, Минниханов подчеркнул, что существует «много проблем, связанных с тем, что появляются некие образования, которые, прикрываясь флагом ислама, пытаются делать зло и тем самым наносят огромный ущерб всему исламскому миру». «Президент России Владимир Владимирович Путин четко определил задачу - Россия должна быть интегрирована в исламский мир. Сегодня мы приехали сюда и встречаемся с вами, потому что будущее за вами. Без предпринимательства, без эффективной экономики у нашей страны нет будущего. Я благодарю вас за активность, которую вы проявляете. Можно ведь заниматься только собой и своим бизнесом, а вы смотрите на мир шире. В России проживают 20 миллионов мусульман, это очень важный фактор. С каждым годом количество людей, проповедующих ислам, увеличивается, наверное, это кому-то не нравится. Есть некие течения, которые вредят исламу. Они подхватываются деструктивными течениями, которые не хотят развития ислама, но мы с этим согласиться не можем. Мы тоже большая сила, нас много, мы в состоянии решить любую задачу».

Глава Татарстана призвал мусульманскую молодежь вместе подумать, «как дальше двигаться, когда ислам хотят очернить». «Нас плохо знают, и мы должны интегрироваться в мировое сообщество, - отметил Минниханов. - Не секрет, что о России знают только по определенным каналам, которые необъективно показывают нашу страну. Якобы это страна-агрессор, которая ущемляет интересы отдельных народов. Вместе с тем ИГИЛ ведь не само по себе появилось, это же кто-то организовал. И здесь существует четкая, понятная позиция президента Российской Федерации - никаких двойных стандартов быть не может. Исламский мир раздельно существовать не может. Поэтому нам, во-первых, надо консолидироваться внутри России, должна быть четкая позиция, которую мы закрепили сегодня в подписанной доктрине. Далее, я думаю, такие же формы нужно применить в целом во всем исламском мире. Если каждый будет по отдельности, больших результатов мы не достигнем. Все будет зависеть от нас и от вас тоже. Молодежное крыло ОИС может привнести в работу группы стратегического видения много полезного. Почему мы здесь? Потому что мы хотим опираться на вас. Вы, молодежь, - самая активная часть всего этого движения. Вы представляете многие страны, у вас много друзей, знакомых. Поэтому этот лагерь очень нужен нам, и мы готовы его ежегодно проводить», - эти слова Минниханова были встречены бурными аплодисментами. А по окончании встречи главу Татарстана долго не отпускали, каждый хотел сделать с ним селфи...

В современном мире выделяют пять основных религиозных направлений - христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм. От них произошло еще множество ответвлений - сект и местных верований.

Древнейшие книги мира

Свое видение мира и самые сокровенные знания люди пытались донести потомкам, запечатлев их сначала на камнях и глиняных табличках, а впоследствии на папирусе и бумаге. Так появились священные книги, в которых излагались главные заповеди каждого религиозного направления.

Для христиан это Библия, для иудеев - Танах, для исламистов - Коран, для индуистов - Веды, для буддистов - Трипитака. Предназначение этих книг - донести до человека информацию о сотворении мира и установить определенные правила в человеческих взаимоотношениях. В чем-то религиозные сюжеты священных книг и писаний перекликаются между собой, в чем-то, наоборот, кардинально отличаются друг от друга. Несомненно одно: каждый человек волен сам сделать выбор, какому Богу он будет поклоняться.

Имена и титулы пророков

Мало кто из нас знает, что в Библии Иисус Христос наделен 200 различными титулами и именами. Наиболее известные из них - это Иисус из Назарета, Иешуа (немаловажную роль в этом сыграл роман Булгакова «Мастер и Маргарита»), Иошуа и ряд других. Например, исламским верующим Иисус Христос более известен под именем Иса. Более того, в XVII веке в православной церкви произошел раскол из-за того, как правильно писать по-русски имя Христа - Иисус или Исус.

Также мало кто из людей знает и все имена пророка Мухаммеда, ведь оно включает в себя всю родословную самого почитаемого от сотворения мира. Полное имя великого пророка превышает полтысячи букв. Наибольшее распространение получили такие имена пророка Мухаммеда, как Мухаммад, Мухаммедул-амин, Ахмад, Аль-Хашир, Аш-Шахид, Рахим, Мустафа, Назир и ряд других.

Главные реликвии верующих

У каждого религиозного течения есть свои особенности и реликвии, которым поклоняются верующие. Главной реликвией христиан является Туринская плащаница, в которую после смерти было завернуто тело Иисуса Христа.

Буддисты почитают святые места, относящиеся к Будде, и его мощи - зуб, локон и кости.

Мусульманские реликвии стали востребованы относительно недавно, так как в традициях ислама принято хоронить покойного вместе с его вещами.

Впрочем, многие религиозные реликвии имеют довольно-таки спорное происхождение. Иногда верующие искренне поклоняются искусным подделкам, выдаваемым за святые мощи, и вещам, якобы принадлежавшим святым угодникам.

Святыни ислама. Волос с головы пророка Мухаммеда

Самой почитаемой святыней всех мусульман считается волос пророка Мухаммеда. Этим фактом не преминули воспользоваться мошенники. Пренебрегая всеми этическими и пользуясь доверчивостью людей, под видом святыни они распространяют среди верующих волосы обычного человека, выдавая их за подлинную реликвию.

Ясно осознавая тот факт, что на голове человека не может быть такого количества волос, чтобы приобрести их смогли все желающие, мошенники в свое оправдание придумали легенду, якобы волос пророка Мухаммеда может размножаться сам по себе. Оставим этот обман на их совести. Тем более что желающих приобрести реликвию все еще хватает, и спрос на нее, как говорится, превышает предложение.

Подлинные же святыни бережно охраняются и не всегда доступны для верующих. Их выносят на всеобщее обозрение в особо торжественные дни. Часто это преподносится как совершение специальных ритуалов. Так, у мусульман существует красивый обычай производить омовение подлинной пряди волос пророка Мухаммеда. Чтобы не пропала ни одна драгоценная волосинка с головы пророка, омовение производят в серебряных ванночках, расположенных в нескольких уровнях относительно друг друга. После процедуры омовения с помощью лупы проверяют, все ли волосы остались на месте.

Считается, что вода, в которой был омыт волос пророка Мухаммеда, приобретает целебные качества, поэтому иметь ее у себя мечтает каждый верующий в Аллаха. Благо, что по окончании ритуала воду просто раздают всем желающим.

Священный волос из бороды Мухаммеда

Также священна для мусульман и другая реликвия - волос из бороды пророка. Верующие мусульмане считают, что подлинных экспонатов волос из бороды имеется всего 3 экземпляра. Первый размещен во второй хранится в мечети Хазратбал, расположенной в индийском городе Шринагаре, третий - в Музее областного значения, принадлежащем Тюменской городской Думе. Так что при желании чудо сможет любой житель Евразийского континента.

Каждый образованный человек должен уважать религиозные чувства других народов, ведь все мы - жители одной планеты Земля и в конце пусть разными дорогами, придем в единый для всех дом нашего Бога-творца.