Минимальный размер стажа для пенсии. Как рассчитать трудовой стаж для начисления пенсии. Сколько лет надо отработать, чтобы получить пенсию

Общеизвестной является следующая истина: для хорошей пенсии по старости нужна хорошая зарплата, получаемая как можно дольше в молодости и зрелости. Но сколько же в итоге лет нужно проработать, чтобы гарантированно получить пенсию? Иными словами, каким должен быть стаж для начисления пенсии?

Необходимые условия

С 2015 года работающие россияне имеют новую систему пенсионного обеспечения, состоящую из двух отдельных составляющих: страховой пенсии и пенсионных накоплений. Вторая из них пока еще не работает, так что остается зарабатывать первую – страховые пенсии. Для того чтобы получить право на них, необходимо:

  • Мужчинам – достичь 60-летнего возраста, женщинам – 55-летнего. Есть и исключения из этого правила, когда страховые пенсии по старости назначаются досрочно.
  • Иметь необходимый стаж для начисления страховой пенсии, который равен 15-ти годам, но этот показатель будет действовать только через 10 лет, а пока что он будет последовательно повышаться, начиная от 6 лет в текущем году.
  • Набрать сумму индивидуальных пенсионных баллов (коэффициентов) – не менее 30, но этот показатель также будет введен только через 11 лет, а пока что он будет последовательно повышаться, начиная от величины 6,6 в текущем году.

Сумма индивидуальных пенсионных баллов (коэффициентов) определяется начисленными и уплаченными страховыми взносами в систему ОПС и тем, каков ваш стаж для начисления пенсии.

Что такое страховая пенсия и страховой стаж?

Стаж – это период времени в жизни человека, влияющий на приобретение им определенного статуса (стаж работы, стаж службы, профессиональный стаж и т.д.). С другой стороны, стаж – это особая мера трудовой деятельности человека, имеющая как количественную, так и качественную характеристику.

В прежние годы на возможность получения и размер пособия влиял трудовой стаж для начисления пенсии, представляющий собой время осуществления человеком официальной трудовой деятельности с производством пенсионных отчислений в систему ОПС.

Но, как было упомянуто выше, для страховой пенсии требуется именно страховой стаж. Чем же он отличается от понятия "трудовой стаж для начисления пенсии"?

Действовавший до 2015 года Федеральный закон (ФЗ) №173 оперировал понятием трудовой пенсии по старости, включавшей в себя две составляющие: страховую и накопительную. Новый, вступивший в силу с начала текущего года ФЗ №400 убрал общее понятие "трудовая пенсия" и одновременно возвел ее страховую составляющую в отдельный вид пенсионного обеспечения. Это зримое свидетельство рыночного мышления российских законодателей, указавших в преамбуле к закону, что основанием для страховой пенсии может быть не только трудовая деятельность, но и иная общественно полезная деятельность граждан, проводимая в государстве с рыночной экономикой.

Некоторые аналитики ставят знак равенства между трудовой пенсией по ФЗ №173 и страховой пенсией по ФЗ №400 на основании близости их определений в обоих законах. Отсюда, по их мнению, следует и тождественность терминов "трудовой стаж" и "страховой стаж для начисления пенсии". Однако второе из этих понятий, несомненно, шире, т.к. включает в себя кроме периодов работы с выплатой страховых взносов в ПФР также и периоды, когда таких выплат быть не могло, и гражданин официально не трудился (например, время, когда он получал пособие по безработице).

В чем же отличие страховой составляющей трудовой пенсии по ФЗ №173 от страховой пенсии по ФЗ №400?

Изменения коснулись принципа начисления и условий предоставления пенсий. Для трудовой пенсии рассчитывался суммарный пенсионный капитал, выраженный в рублях. Для страховой пенсии пенсионный капитал накапливается в виде баллов (пенсионных коэффициентов) с ежегодно повышаемой государством стоимостью в рублях. Чтобы получить трудовую пенсию, нужно было только накопить трудовой стаж. Для страховой пенсии потребуются минимальный стаж для начисления пенсии (фактически, минимальный страховой стаж) и сумма индивидуальных пенсионных баллов (коэффициентов) на уровне не ниже шести лет и величины 6,6 балла соответственно на текущий год.

С 2016 года эти показатели будут расти. К 2024 г. планируется достижение установленного ФЗ №400 максимума: необходимый стаж для начисления пенсии станет равен 15 годам, а необходимая сумма баллов – 30 баллам.

Если вы иммигрировали в Россию

В стаж для начисления пенсии по ФЗ №400 включаются те периоды времени, когда работа или иная деятельность с выплатой страховых платежей в ПФР проводилась на территории РФ. А если вы переехали в Россию из страны, входящей в СНГ, и получили российское гражданство? Учитывается ли стаж, заработанный за пределами РФ, при начислении российской пенсии?

Да, учитывается, но частично. В 1992 году все страны СНГ (кроме Азербайджана) заключили между собой специальное соглашение по этому вопросу. В нем было определено, что если граждане переселяются в другие страны внутри СНГ, то при начислении им пенсии в новой стране проживания учитывается весь их трудовой стаж (заметьте, именно «трудовой стаж», ведь соглашение от 1992 года!), приобретенный на территории бывшего СССР до 13.03.1992 г.

Стаж работы иммигранта за пределами РФ после начала в ней пенсионной реформы, т.е. с 2002 года, добавляется в российский страховой стаж при подтверждении выплаты страховых платежей в ПФ прежней страны проживания.

Какие периоды вынужденного отсутствия трудовой деятельности включаются в стаж?

ФЗ №400 максимально учитывает права тех граждан, которые вынуждены прервать свою работу и, соответственно, выплату страховых пенсионных взносов. Человек может временно потерять работу и жить на пособие, заболеть и находиться на больничном несколько месяцев, матери ухаживают за маленькими детьми, люди ухаживают за больными или престарелыми родственниками. Зачастую жены военнослужащих-контрактников не могут найти работу в маленьких военных городках. Известно также немало случаев, когда люди бывают несправедливо приговорены к лишению свободы, что прерывает их страховой стаж. Наконец, граждане просто проходят срочную службу в ВС РФ или других госорганах.

ФЗ №400 включает все такие нестраховые периоды в страховой стаж, если до или после них у лиц были периоды работы или другой деятельности с выплатой страховых взносов. Следовательно, понятие "страховой стаж" включает в себя стаж работы для начисления пенсии и периоды отсутствия таковой, перечисленные в ФЗ №400.

Расчет стажа для начисления пенсии

ФЗ №400 устанавливает календарный порядок при исчислении страхового стажа, т. е. один календарный год работы (или другой деятельности, сопровождаемой страховыми выплатами) равняется одному году страхового стажа. Может случиться, например, что в период ухода за маленьким ребенком гражданка еще и ухаживала за престарелым родственником. Возможны и другие совпадения двух нестраховых периодов по времени. В этой ситуации в страховой стаж можно записать любой из этих периодов по выбору гражданина.

Самозанятые граждане, фермеры, граждане, работающие по найму у физлиц, имеют право на включение в свой страховой стаж тех периодов работы (деятельности), во время которых происходили страховые выплаты в ПФ РФ.

Если граждане, которые получают пенсии по выслуге лет, а также по инвалидности, полученной при несении госслужбы, претендуют еще и на получение страховой пенсии, то в их страховой стаж не включаются периоды службы, учтенные при начислении получаемых пенсий.

Интересная ситуация с исчислением страхового стажа у авторов произведений литературы и искусства, которые обычно продают лицензии на их использование и с полученных сумм платят взносы в ПФ. Если в конкретном году сумма выплат в ПФ от такого автора была больше определяемого по ФЗ №212 фиксированного взноса, то в страховой стаж автора вносится один полный календарный год. Если же сумма выплат автора в ПФ за год меньше фиксированного взноса по ФЗ №212, то в его страховой стаж вносится период, исчисляемый в месяцах пропорционально внесенной сумме.

Как подсчитывается и подтверждается стаж для начисления пенсии

В нашей стране подсчет страхового стажа разбит на два интервала времени:

  • до задействования системы всеобщего персонифицированного учета в 1996 г. согласно ФЗ №27;
  • после введения ФЗ №27.

В первом интервале, кроме данных индивидуального учета (если они имеются), подтверждать наличие страховых периодов, которые включаются в страховой стаж, можно справками от работодателей, госорганов или муниципалитетов. Во втором интервале такое подтверждение делается только по сведениям из системы всеобщего персонифицированного учета.

Если документы о работе гражданина, относящиеся к первому интервалу времени, безвозвратно утрачены вследствие стихийного бедствия и не подлежат восстановлению, то периоды его работы на территории РФ могут устанавливаться по показаниям двух и более свидетелей. Допускается использовать этот способ подтверждения страхового стажа и при утрате документов не по вине работника из-за небрежного хранения, уничтожения по злому умыслу и т.п.

Что такое конвертация пенсионных прав

До начала пенсионной реформы в РФ в 2002 году на размер пенсии влияли два фактора:

  1. Общий стаж для начисления пенсии (или, иначе, общий трудовой стаж). Он, как и страховой стаж по ФЗ №400, определяется как суммарная длительность трудовой и другой полезной для общества деятельности до 1.01.2002 года с включением некоторых периодов, когда гражданин вынужденно не мог трудиться (их перечень значительно меньше, чем у страхового стажа). Общий трудовой стаж не связан ни с какими страховыми взносами.
  2. Среднемесячный заработок либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любое трудовое пятилетие.

Следовательно, сумма пенсии до 2002 года определялась стажем и заработком в избранный период времени.

С 2002 года каждый гражданин стал накапливать на своем лицевом счете в ПФ расчетный пенсионный капитал из ежемесячных страховых взносов, которые вносят работодатели. Но как же следовало поступить властям РФ с теми пенсионными правами, которые накопили граждане, работавшие и до 2002 года? Как соединить их с накоплением страховых взносов?

Эту проблему и решила конвертация пенсионных прав, выполненная в 2002 году. Она заключалась в переводе этих не имеющих реального воплощения прав в эквивалентный расчетный пенсионный капитал, выраженный в рублях. В 2010 году этот капитал был увеличен в результате валоризации всем гражданам на 10%, а лицам, имевшим трудовой стаж в период до 1991 года, дополнительно на 1% за каждый год стажа.

Нужен ли непрерывный стаж для начисления пенсионного пособия?

Легальное определение данного вида стажа в действующем законодательстве отсутствует. Но, проанализировав ряд действующих нормативных документов, можем заключить, что непрерывный стаж для начисления пенсии – это длительность последней работы на одном предприятии без перерыва или на ряде предприятий при условии, что перерывы в работе не превышали установленных сроков (обычно от одного до трех месяцев в зависимости от причины прерывания трудовой деятельности).

Согласно действующему законодательству, при определении размера страховой пенсии непрерывность стажа не учитывается. С 01.01.2007 года, согласно ТК РФ, размер пособия, выплачиваемого при временной нетрудоспособности, также от данного показателя не зависит. Теперь оно исчисляется только по страховому стажу.

"Северный" стаж

"Северный" стаж для начисления пенсии – это показатель, предусмотренный для тех, кто живет на Крайнем Севере и в районах, приравненных к нему, а также для тех, кто ранее работал в такой местности. Гражданам этих категорий можно досрочно уходить на пенсию (страховую). Это право дается женщинам с 50-летнего возраста и мужчинам с 55-летнего возраста, отработавшим соответственно от 15-ти либо от 20-ти календарных лет на Крайнем Севере или в районах, которые приравнены к нему, если у них есть страховой обязательный стаж для начисления пенсии от 20-ти и от 25-ти лет соответственно.

Женщины с двумя и более детьми, отработавшие соответственно от 12-ти или от 17-ти календарных лет на Крайнем Севере или в районах, которые приравнены к нему, также могут уходить на страховую пенсию в 50 лет при наличии обязательного страхового стажа от 20-ти лет.

Кроме того, получать пенсию уже в 50 и 45 лет могут мужчины и женщины, отработавшие на Крайнем Севере соответственно по 25 и 20 лет в рыболовстве, оленеводстве или сфере охотничьих промыслов.

Ситуация на Украине

Как в соседнем государстве рассчитывается стаж для начисления пенсии? Украина систему пенсионного обеспечения граждан провела примерно через такие же этапы, как и РФ. Так, начиная с 1991-го и заканчивая 2004-м годом, она регулировалось Законом о пенсионном обеспечении, который предусматривал начисление пенсий по трудовому стажу и среднемесячному заработку за определенный период времени. Точно так же, как и в российском законодательстве до начала пенсионной реформы в 2002 году, украинское пенсионное законодательство объединяло периоды работы гражданина и некоторые периоды вынужденного отсутствия трудовой деятельности в понятие "общий трудовой стаж".

С 2004 года начал действовать Закон о пенсионном страховании, который является аналогом ФЗ №173 и оперирует понятиями страхового стажа и страховых взносов. В последующие годы в Украине было несколько попыток продолжения пенсионной реформы, но к конкретным изменениям законодательства они не привели, если не считать поэтапного повышения возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет.

Определенные изменения, направленные на ужесточение правил предоставления пенсий избранным категориям работников, происходят в текущем году. С 1 апреля при назначении пенсий по возрасту на льготных условиях за труд во вредных и трудных условиях начинает поэтапно увеличиваться пенсионный возраст для женщин с 45 до 50 лет. Параллельно поэтапно будет расти на 5 лет и общий трудовой стаж, который необходим для назначения льготных пенсий как мужчинам, так и женщинам.

Пенсии за выслугу лет теперь также будут назначаться после большего общего стажа работы, а для некоторых категорий работников – после большей необходимой выслуги лет. Это относится, в частности, к рабочим локомотивных бригад, рабочим геологоразведочных партий, лесозаготовителям и лесосплавщикам, морякам, учителям и врачам, артистам и др.

Пенсионное обеспечение в РФ можно разделить на две категории:

  1. «гражданское»;
  2. «военное».

Минимальная пенсия и минимальный стаж для этих категорий пенсионеров определяются разными нормативными актами и по различным принципам.

Для тех пенсионеров, чья жизнь не была связана с военной службой, правила начисления пенсии устанавливает закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». В том числе этот нормативный акт определяет и то, какой минимальный стаж для получения пенсии в России необходим в настоящий момент, т.е. в 2018г.

Для военных пенсионеров основным нормативным документом является закон 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении…». Какой нужен стаж для минимальной пенсии, назначаемой военнослужащим - определяется этим законодательным актом. Для военнослужащих минимальный стаж для выхода на пенсию называется выслугой, но сути дела это не меняет.

Определение условий выхода на пенсию в этих документах существенно отличается. Но есть одна общая черта. Для всех пенсионеров необходимым условием является минимальный стаж для начисления минимальной пенсии.

Какой минимальный трудовой стаж требуется для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях

Для «гражданских» пенсионеров минимальный стаж для пенсии установлен п. 2 ст. 8 и приложением 3 к закону № 400-ФЗ. В течение переходного периода (2015-2024г.г.) минимальный стаж для назначения пенсии по старости ежегодно повышается на 1 год. «Отправной точкой» стал минимальный стаж для выхода на пенсию продолжительностью 6 лет, который был определен для тех, кто выходил на пенсию в 2015г., сразу после вступления в силу закона № 400-ФЗ.

Нетрудно подсчитать, что минимальный стаж для начисления пенсии с 2018 года составляет 9 лет. К завершению переходного периода в 2024 году минимальный трудовой стаж для минимальной пенсии достигнет установленной законом 400-ФЗ продолжительности в 15 лет.

Однако не следует думать, что любой человек, имеющий минимальный стаж для пенсии в 2018 году, т.е. отработавший 9 лет, уже может рассчитывать на ее получение.

Дело в том, что другим необходимым условием, кроме минимального стажа для трудовой пенсии, является достижение пенсионного возраста. В настоящее время он составляет 60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин.

В отличие от пенсионного возраста, минимальный стаж для пенсии в России от пола не зависит.

Таким образом, минимальный стаж работы для выхода на пенсию для мужчин в России и минимальный стаж работы для выхода на пенсию для женщин в России имеет одну и ту же продолжительность. В течение переходного периода минимальный стаж для получения пенсии зависит только от года ее оформления.

Третьим необходимым условием для оформления страховой пенсии является коэффициент, исчисляемый в баллах. Он зависит от трудового стажа и сумм, перечисленных работодателями в Пенсионный фонд за данного работника.

Минимальный коэффициент и стаж для пенсии в 2018 году определяются по сходным принципам. Коэффициент до конца переходного периода в 2024г. ежегодно увеличивается на 2,4 от базовой величины. Эта величина в 2015 году была установлена в размере 6,6 (п. 3 ст. 35 закона № 400-ФЗ). Таким образом, в 2018 году минимальный пенсионный коэффициент равен 13,8.

Минимальный стаж для начисления пенсии с 2018 года военным пенсионерам

Закон определяет для военнослужащих два основных варианта получения пенсии по выслуге лет (ст. 13 Закона № 4468-1):

  1. Если выслуга достигла 20 лет.
  2. Если общий стаж работы превысил 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная или приравненная к ней служба.

В первом случае никаких дополнительных условий для получения пенсии не требуется. Во втором - возраст военнослужащего должен превышать 45 лет, а причиной увольнения должно быть достижение предельного возраста, медицинские показания или сокращение штатов.

Как видим, военные могут выходить на пенсию еще во вполне трудоспособном возрасте. Если они потом будут работать «на гражданке», то могут получить право на вторую, т.е. страховую пенсию.

Минимальный стаж по пенсии по старости в этом случае будет определяться законом 400-ФЗ так же, как для «обычных» пенсионеров. Аналогичными будут и другие требования - т.е. достижение «гражданского» пенсионного возраста и набор минимума баллов. Те периоды службы и работы, которые были учтены при расчете военной пенсии, естественно, уже не будут входить в минимальный стаж для начисления трудовой пенсии военнослужащего «на общих основаниях».

Вывод

Минимальный стаж для минимальной пенсии в России связан с видом пенсионной выплаты. В страховом пенсионном законодательстве сейчас действует переходный период. Поэтому то, сколько нужно стажа чтобы получить минимальную пенсию «гражданскому» пенсионеру, до 2024г. зависит от года выхода на пенсию.

Конкретно для 2018 года это - 9 лет. По завершении переходного периода минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости достигнет установленной законом продолжительности - 15 лет.

Для военных пенсионеров существует два минимальных стажа - 20 лет при полностью «военной» выслуге и 25 лет при «смешанном» стаже. В последнем случае на «военную» часть должно приходиться не менее 12,5 лет.

https://buhguru.com/pensiya/minimalnyy-stazh-dlya-pensii.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

В рамках проходящей Пенсионной реформы в России, многих граждан интересует вопрос – какой стаж необходим для начисления пенсии сейчас и в дальнейшем, до окончания переходного периода и после него. Для понимания основных процессов реформы и последующих методов ее реализации, влияющих на формирование стажа, стоит ознакомиться с информацией представленной ниже.

Какие условия необходимы для назначения пенсии

Выход на пенсию для гражданина возможен при соблюдении следующих основных условий:

При соблюдении данных условий, гражданин может обратиться ПФР и претендовать на выход на пенсию. Если документы оформлены правильно и информация не требует дополнительной проверки, ПФР предоставляет статус пенсионера.

Важно:

Как пройдет поэтапное повышение до новых возрастных границ и насколько измениться размер обязательного стажа

Вместе с поэтапным повышением пенсионного возраста, на 6 месяцев за каждый год реформы, будет увеличиваться и обязательный трудовой стаж для начисления пенсии. Если в 2018 году минимальный обязательный стаж составляет не менее 9 лет, то уже к 2025-26 году он увеличиться до 15 лет. Таким образом, показатель того, сколько лет стажа для страховой пенсии потребуется гражданину, будет динамические изменяться до момента окончания реформы.

Стоит отметить возможность для ряда лиц выйти на пенсию ранее установленных возрастных рамок. На практике, установленный пенсионный возраст един для всех граждан. Однако в зависимости от того, какая работа была у гражданина, он может получить право досрочного выхода. Сколько нужно общего стажа для досрочного выхода, определяется индивидуально для ряда отдельных специальностей. В частности, такая привилегия положена учителям и работникам образовательной сферы. Учитывается с момента поступления на должность и до момента получения необходимого минимума по выработке лет.

Лица, занятые на федеральной государственной гражданской службе и проработавшие свыше 25 лет получают право на пенсию по выслуге лет, которую можно получать, в том числе до наступления пенсионного возраста. Далее по достижению пенсионного возраста, выплаты за выслугу лет добавляется к страховым начислениям.

Получить подробную консультацию по изменениям, которые затронет реформа в России, можно обратившись в ПФР. Также представители фонда помогут разобраться с тем, как происходит начисление баллов для той или иной специальности.

Калькулятор стажа

В 2013 году российское пенсионное законодательство претерпело некоторые изменения, а именно, повысился минимальный трудовой стаж , необходимый для выхода на .

К периоду ежегодной трудовой деятельности ежегодно будет прибавляться 1 год, то есть гражданам, вышедшим на пенсию в 2014 году, требовалось 5 лет, в 2015 году – 6 лет, а в 2018 году значение данного показателя составит уже 9 лет.

Завершающий этап – достижение 15-ти летнего минимального стажа для назначения страховой пенсии.

От чего зависит порядок формирования и расчета пенсионных выплат

До 2015 года расчет пенсии каждого трудящегося гражданина производился на основании Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В состав трудовой пенсии ввиду достижения определенного возраста (наиболее распространенный вид пенсионного довольствия) входила накопительная и страховая часть .

С 01 января 2015 г. каждый гражданин, располагающий достаточным и соответствующий определенным условиям, имеет право получать .

В некоторых обстоятельствах, зачастую зависящих от самого гражданина, ее можно дополнить самостоятельной выплатой – накопительной пенсией .

О порядке и условиях назначения страховой пенсии говорится в Федеральном законе № 400-ФЗ , а о накопительной – в № 424-ФЗ.

Среди основных изменений, которые начали действовать с началом пенсионной реформы 2015 года, можно выделить новую формулу расчета пенсии , а также ряд требований к каждому будущему пенсионеру.

Так, страховая пенсия не будет начисляться , если:

  1. Отсутствует необходимое количество страхового стажа (в 2018 году данная величина равняется 9 годам);
  2. Не накоплены . Новая формула предусматривает 13,8 баллов для 2018 года и до 30 к 2025 г.;
  3. Не достигнут общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для сильного пола и 55 лет – для слабого. Правда, при этом нельзя забывать о тех, кому положена .
  1. Индивидуальным пенсионным коэффициентом или пенсионным баллом является величина, в состав которой входят страховые взносы, перечисленные работодателем.
  2. Под премиальными коэффициентами понимается ряд множителей, мотивирующих граждан к более позднему выходу на пенсию, то есть гарантирующих гораздо больший размер выплат при переносе положенного периода.
  3. Фиксированной выплатой считается гарантированная со стороны государства сумма (ранее она называлась фиксированным базовым размером).

Продолжительность трудовой деятельности

Граждане, которые не проработали на благо Родины ни одного дня, не будут оставлены без пенсионного обеспечения. Для них государство предусмотрело , размер которой должен соответствовать , установленному в регионе (или превышать его).

Кроме того, законодательно установленным фактом является индексация подобных пенсий. Но, при этом нельзя забывать и о том, что без стажа пенсия положена на 5 лет позже, как для мужской, так и для женской части населения.

Хотя в законе трудовой стаж и не является основным показателем при назначении дотации ввиду достижения определенного возраста, величина заработной платы и продолжительность трудовой деятельности – базовые значения для начисления страховой части.

Новое пенсионное законодательство гласит, что размер пенсии – это промежуточный показатель, определенный пенсионными баллами, которые гражданин заработал за время работы.

Все, кто трудились во время существования Советского Союза, помнят, что максимально высокая пенсия следовала только после непрерывного и длительного стажа. В настоящее же время общий стаж включает в себя все отработанные периоды, вне зависимости от наличия или отсутствия перерыва.

В текущем 2018 году величина минимального стажа, необходимого для назначения пенсии ввиду достижения определенного возраста, составляет 9 лет.

В соответствии с пенсионным законодательством данный период ежегодно увеличивается на 1 год .

Но, наработка минимального стажа, не гарантирует обеспеченную старость. Так, с 2015 года началось накопление пенсионных баллов , напрямую зависящих от размера перечисляемых взносов, то есть от величины заработной платы. При этом не обошлось и без ограничений – в течение 1 года можно набрать определенное максимальное количество баллов или меньше, но никак иначе.

В настоящее время пока нечего бояться, так как число баллов для назначения пенсии по старости в 2018 году составляет всего 13,8 бал., но к 2025 году показатель увеличится, как минимум, до 30. Данным способом государство пытается связать размер пенсии и величину получаемого дохода в трудоспособном возрасте.

Жителям Крайнего Севера и районов, приравненных к нему

Граждане, трудовая деятельность которых проходила или на территории, приравненной к нему, имеют право на некоторые льготы, касающиеся порядка расчета « ».

Данный термин обозначает систему исчисления стажа, в соответствии с которой 1 год работы в каком-либо учреждении приравнивается к 1,5 годам, то есть ежегодно пенсионная планка опускается на 4 месяца. Правило распространяется абсолютно на всех граждан, проживающих на вышеописанной территории.

Минимальный период , для назначения пенсии, составляет 15 полных лет. Законодательно установлено, что отрезка трудовой деятельности в 7,5 лет достаточно для того, чтобы оформить государственную выплату в соответствии с достижением пенсионного возраста.

Женщина, оформившая , не имеет права причислить его к северному стажу, а вот дородовой и послеродовой отпуск (140 дней) – может.

Женщина, родившая 2-х детей, может оформить досрочную пенсию, при условии, что на Крайнем Севере она отработала не менее 12 лет.

Льготой также могут воспользоваться граждане, трудящиеся в соответствии с сокращенным режимом, но одновременно в нескольких учреждениях.

Мужчины, располагающие северным стажем, оформляют пенсию на общих условиях. не прервет пенсионные выплаты, если северный стаж соответствует установленному в законе сроку.

Льготная или досрочная пенсия

Определенные специальности дают право на досрочный выход на пенсию.

Например, за льготной пенсией можно обращаться, если трудовая деятельность:

  • была связана с ведением подземных работ;
  • проходила , например, горячий цех;
  • велась в условиях Крайнего Севера и т.д.

Если работа производилась до того, как гражданин оформил , то ему придется подтвердить периоды, дающие право на начисление досрочной (льготной) пенсии. Это могут быть документы, выданные работодателем или соответствующим государственным или муниципальным органом, а также показания свидетелей.

Если подтверждения требует характер выполняемой работы, например, класс опасности, факт работы под землей, статус населенного пункта или норма рабочего времени, то обязательным является предоставление справок и иных документов , выдаваемых организацией или государственным органом.

Что учитывается при подсчетах

Страховой стаж включает в себя непосредственно трудовую деятельность и следующие периоды:

  • службу в рядах армии;
  • отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (данное правило распространяется на каждого рожденного в семье ребенка);
  • временная нетрудоспособность;
  • время ухода за инвалидом 1 группы, пожилым человеком, возраст которого превысил отметку 80 лет, либо за ;
  • отрезок времени, в течение которого человек официально находился в поиске работы и получал или занимался оплачиваемыми общественными работами;
  • время нахождения под стражей или в ссылке незаконно осужденного или репрессированного, но в последующем реабилитированного гражданина.

Что делать, если стажа не хватает

В соответствии с новым пенсионным законодательством, можно причислить к стажу время пребывания в отпуске по уходу за ребенком. Максимальный период – 6 лет, то есть по 1,5 года за каждого малыша.

Временем обучения в ВУЗе теперь нельзя ничего увеличить, так как государство считает, что временные растраты в связи с получением образования в дальнейшем компенсируются более высоким уровнем дохода.

Ну, а самым простым методом увеличения продолжительности трудовой деятельности, является официальной оформление отсутствия работы – постановка на учет в центр занятости.

Каков размер минимальной пенсии без стажа?

Данная величина влияет на формирование самых разнообразных выплат, и пенсия – не исключение, но ее размер, особенно, если стаж полностью отсутствует, вряд ли будет соответствующей. В данной ситуации положено установление , компенсирующих разницу.

Да и оформление пенсии без стажа становится доступным только спустя 5 лет после достижения пенсионного возраста.

О правилах назначения и расчета пенсионного обеспечения рассказано в следующем видеосюжете: