Симптомы и лечение дислексии у детей. Что такое дислексия? Дислексия у детей: симптомы и лечение Дислексия лечение в домашних условиях

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Эту проблему порой называют дислексией, а иногда специфической неспособностью к чтению. Оба эти выражения означают одно и то же.

    Дислексия - это расстройство, вследствие которого ребенок испытывает трудности при обучении чтению, причем гораздо более серьезные, чем можно было бы предположить, исходя из его общего уровня развития. Если проблему удается устранить, купив ребенку новые очки, то это не дислексия. Если проблему удается решить, избавив ребенка от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или эмоционального расстройства, то здесь тоже речь не идет о дислексии.

    Некоторые дети, страдающие дислексией, меняют местами буквы при письме или жалуются на то, что у них сильно устают глаза при чтении. Эти проблемы являются следствием дислексии, а не ее причиной. У детей зачастую и без дислексии наблюдаются те же самые явления. Многие дети в возрасте до 7-8 лет переставляют буквы - и это совершенно нормально.

    Другие виды неспособности к обучению. У ребенка может отсутствовать та или иная способность, необходимая для успешной учебы. Ниже приводится краткий перечень способностей и те последствия, которые наблюдаются в случае их отсутствия.

    • Чтение . Дети должны уметь преобразовывать письменные символы (буквы или группы букв) в соответствующие звуки, а затем складывать в известные им слова. Неумение оперировать звуками лежит в основе большинства случаев дислексии.
    • Письмо . Дети должны писать буквы автоматически, не задумываясь над их начертанием. Если ребенку приходится останавливаться и задумываться над каждой буквой, темп письма существенно замедляется, а почерк получается неустойчивым. Ребенок не будет успевать выполнять письменные работы.
    • Математика . Способность оперировать простейшими арифметическими действиями - сложением и вычитанием - связана со способностью представлять предметы в пространстве и оценивать их количество. Если ребенок при этом испытывает трудности, то следствием может стать дискалькулия, то есть специфическая неспособность к математике.
    • Память . Способность запоминать включает в себя получение информации, удержание ее и выдачу в нужный момент в ответ на поставленный вопрос, например «Кто изобрел электрическую лампочку?». Проблемы на каждом из этих этапов - вводе информации, ее хранении и выводе - становятся причиной неспособности к обучению.

    Существует множество других специфических способностей и навыков, которые могут представлять собой проблему. К ним относятся, например, понимание устной речи, способность систематизировать объекты, умение координировать свои движения и так далее. Часто у ребенка наблюдаются трудности в выполнении сразу нескольких из этих действий (хотя какие-то другие навыки у него могут быть развиты лучше, чем у других).

    Никто из нас не бывает одинаково силен во всех областях. Если разница между теми умениями, в которых мы преуспели, и теми, которыми владеем в недостаточной мере, слишком заметна, то это, возможно, и есть то, что называется неспособностью к обучению

    Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения. Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических данных. Лечение в первую очередь направлено на управление образованием, состоящим из инструкций по распознаванию слов и компонентов навыков.

    Общепринятого определения дислексии не существует, таким образом, заболеваемость не установлена. По оценкам, 15% учеников государственных школ получают специальное инструктирование по причине проблем с чтением; около 1/2 этих детей могут иметь стойкие нарушения чтения.

    Неспособность выучить языковые правила печатного языка часто рассматривается как часть дислексии. Пострадавшие дети могут испытывать трудности в определении корневых слов или основы слова, последовательности букв в словах.

    Проблемы с чтением, отличные от дислексии, как правило, вызваны трудностями понимания языка или низкой когнитивной способностью. Проблемы визуального восприятия и аномальные движения глаз не являются дислексией. Тем не менее эти проблемы могут помешать дальнейшему словесному обучению.

    Причины дислексии у детей

    Проблемы фонетической обработки вызывают нарушения в дискриминации, объединении, запоминании и анализе звуков. Дислексия может повлиять на производство и понимание письменной речи, которая часто ограничена проблемами слуховой памяти, речи, названия или поиска слов. Основополагающие слабости устной речи также часто присутствуют.

    Патофизиология дислексии у детей

    Дислексия имеет тенденцию развиваться в семьях. Дети с семейным анамнезом трудностей чтения или обучения подвергаются более высокому риску. Поскольку в головном мозге людей с дислексией были выявлены изменения, эксперты считают, что она развивается преимущественно в результате дисфункций коры, вытекающих из врожденных аномалий нервной системы. Подозревают наличие поражений, влияющих на интеграцию или взаимодействие конкретных функций мозга. Большинство исследователей соглашаются, что дислексия связана с левым полушарием мозга и ассоциирована с нарушениями в областях мозга, ответственных за языковые ассоциации (область моторной речи Вернике) и выработку звуков и речи (зона Брока). Дисфункции или дефекты в угловой извилине медиальной затылочной области и правом полушарии вызывают проблемы распознавания слов. Исследования показывают некоторую пластичность систем мозга в ответ на тренировку.

    Симптомы и признаки дислексии у детей

    Дислексия может проявляться в виде:

    • задержки речи,
    • трудностей артикуляции,
    • трудностей запоминания названий букв, цифр и цветов.

    Дети с проблемами фонематического слуха и восприятия часто испытывают трудности с соединением звуков, сегментацией слов на произносимые компоненты. Задержка или колебания в выборе слов, замена слов или названий букв и картинок часто являются ранним признаком. Распространены кратковременная слуховая память и трудности с распознаванием последовательности на слух.

    Менее 20% детей с дислексией испытывают трудности с визуальным запоминанием графического изображения букв. Однако некоторые дети путают буквы и слова с похожими конфигурациями или испытывают трудности визуального выбора или идентификации буквенных моделей и кластеров (ассоциации звук-символ) в словах. Может возникнуть полная перестановка или визуальная путаница, чаще всего из-за наличия вышеперечисленных нарушений, которые приводят к забыванию или путанию названия букв и слов, имеющих одинаковую структуру; в дальнейшем d становится b, т становится w, h становится п, was (было) становится saw (пила), on (на) становится по (нет). Однако такие реверсии нормальны у детей <8 лет.

    Диагностика дислексии у детей

    • Оценка чтения.
    • Оценка речи, языка и слуха.
    • Психологические оценки.

    Большинство детей с дислексией не выявляют до детского сада или 1-го класса, когда они сталкиваются с символическим обучением. Дети, у которых трудности овладения языком появились в раннем возрасте, которые с трудом усваивают программу обучения в 1-м классе или они не читают на уровне, ожидаемом от их устных или интеллектуальных способностей, на любом уровне должны быть оценены. Часто лучшим диагностическим показателем является неспособность ребенка реагировать на традиционные или типичные подходы к чтению во время 1-го класса, хотя большую вариацию навыков чтения все еще можно увидеть на этом уровне. Демонстрация проблемы фонематической обработки имеет большое значение для диагностики.

    Дети с подозрением на дислексию должны пройти оценки чтения, речи и языка, слуха, когнитивных и психологических особенностей для определения их функциональных сильных и слабых сторон и предпочтительных для них стилей обучения. Такие оценки могут быть запрошены у работников школ учителем ребенка или семьей на основе Закона о лицах с нарушением обучаемости (IDEA), специального закона США об образовании. Результаты оценки помогают сформировать наиболее эффективный учебный подход.

    Всеобъемлющая оценка чтения проверяет распознавание и анализ слов, беглость речи, чтение или аудирование и уровень понимания лексики и процесса чтения.

    Оценки речи,языка и слуха проверяют устную речь и дефицит в обработке фонем (звуковых элементов) в разговорном языке. Рецептивная и выразительная функции языка также оцениваются. Проверяются познавательные способности (например, внимание, память, мышление).

    Психологические оценки направлены на эмоциональные проблемы, которые могут усугубить нарушение чтения. Собирают полный семейный анамнез психических расстройств и эмоциональных проблем.

    Врачи должны убедиться, что дети имеют нормальные зрение и слух, либо при помощи скрининга во время приема,либо направив на специализированную проверку слуха и зрения. Неврологические исследования могут помочь обнаружить вторичные признаки и исключить другие заболевания (например, судороги).

    Лечение дислексии у детей

    • Образовательные мероприятия.

    Лечение состоит из образовательных мероприятий, в т.ч. прямого и косвенного обучения распознаванию слов и их компонентов. Прямое инструктирование включает обучение конкретным фонетическим навыкам отдельно от других инструкций чтения. Косвенное обучение включает интеграцию акустических навыков в программы чтения. Инструкция может учить чтению целых слов или целого языкового подхода или следовать иерархии навыков от произношения звуков к словам и предложениям. Затем рекомендуются мультисенсорные подходы.

    Инструкция по компонентным навыкам состоит из обучения детей смешивать звуки, составляя слова, разбивать слово на части и определять расположение звуков в словах. Многим детям может помочь компьютер, который изолирует слова в тексте или обрабатывает тексты письменных работ.

    Эффективность других методов лечения (например, оптометрическое обучение,тренировка восприятия, тренинг по интеграции в аудиторию) и лекарственной терапии не подтверждена, их проведение не рекомендуется.

    Добрый день! Может кто подскажет хорошего нейропсихолога. VeraG.i.t.s
    У нас целый букет диагнозов, не самые ужасные, конечно, но тем не менее в совокупности ребенок сложный. Интеллект снижен, хоть и не сильно, психо-развитие с отставанием в 1-2 года, сдвг, дисграфия, дислексия, стертая дизартрия, астенический синдром. Все вместе ОВЗ. Учиться тяжело. Преодолевать конфликтные ситуации и неудачи - очень тяжело. Но мы уже привыкли. Что есть, то есть, учимся все вместе с этим жить, справляться и достигать результата. Хотя достигать по учебе тяжело,тк мозг работает избирательно, очень низкая аудиторная воспреимчиаость. Там где и здорового ребенка в голове отложится с 3х раз, надо 30 раз. И то не факт, что результат будет одинаков. Младший 7-летка усваивает материал во много раз быстрее и легче. Я прям рада, что разница в 6 лет, и что старший с большим разрывом пойдет в годах по учебе и не увидит сравнений успеваемости с младшим. Тк ему тоже тяжело не ощущать себя успешным. Я вам вообще скажу, что детям гораздо тяжелее переживать свои особенности, чем взрослым. Если вы чувствуете свою какую-то вину и не успех, то детям это еще заметнее. Не только вам хочется своим знакомым рассказать, как в школе все отлично и похвастать результатом, но и ребенку хочется. А окружение жестоко. Там где смолчите вы и взрослые ничего не скажут, дети не промолчат. Поэтому взрослому родителю, имхо, категорически нельзя жить в таком отношении к не успеху ребенка, которому так нужна поддержка хотя бы внутри семьи

    З.ы. а про ВО я пример привела не к тому, что для вас оно обязательно, а к тому, что не только вы живете в каких-то своих ожиданиях и стереотипах. У всех есть свои представления о жизни, а потом бац,и вы или ваш ребенок в эти рамки капец, как не вписывается. И перестроиться очень тяжело

    А про учебу я в соседних темах писала. Пока что надо 9 классов осилить, а дальше скорее всего колледж. Как туда попадать будем, правда, не знаю. VeraG.i.t.s
    В Преторе 300р. стоимость заключения специалиста. В этом году проходили для ПМПК. В один день проходите всех нужных. Непростая
    Нет- нет, у меня по поводу ВО нет никаких загонов. У нас в организации есть сотрудники без ВО и это не отражается на зарплате более того когда я принимала сотрудников самостоятельно этот вопрос меня сильно не интересовал. Более того они не менее талантливы, просто не хватило денег выучится в своё время. Я ДИПЛОМ НИ РАЗУ НЕ ДОСТАВАЛА.Я всю жизнь занимаюсь спортом, сейчас у нас своя организация и показывать мне его некому.Я всю жизнь пела, танцевала играла в школьном театре. Училась я хорошо, но конечно так как я спортсменка иногда 5 мне ставили из за статуса. Я это понимаю, собственно в университет меня взяли без экзаменов по той же причине.Поэтому наличие ВО это галочка без которой можно жить и жить хорошо. А, дочь учебой не радует, со спортом пришлось завязать, не в меня и не в отца, вот от этого и страшно за ее судьбу.У нас в поликлинике к сожалению пройти что либо невозможно, у меня ребёнок зрение -6 конечно мы наблюдаемся в платной клинике, однажды я пыталась попасть на приём в потаолису пришла 15 числа мне сказали приходите 27 до 8-00 утра, я приехала 7–35 отстояла в очереди 20 минут после чего мне сказали все записи больше нет!Пояснили что нужно прийти через месяц в 6-00 занимать очередь и может быть тогда повезёт.Поэтому младший ребёнок сейчас на пакете 12 месяцев в частной клинике где и вызов врача и прививки, анализы. Выхода к сожалению нет, бесплатно сидеть по 2 часа в очереди я не могу. Со старшей сидела, но тогда и позволить не получалось оплатить частную клинику, сейчас тоже дорого но что делать.Со старшим ребёнком ходим по необходимости ну зрение само собой у нас раз в пол года обследование и аппаратное лечение все платно, остальное по случаю.Я поэтому посчитав, немного напряглась золотая комиссия выходит. Выписку от педиатра я взяла, одно название 2 строчки, ещё и написали что ребёнок начал ходить в 11 месяцев, ага видимо с младшей перепутали, все не правда с потолка написано. Спасибо вам за вашу историю, но все же какой у вас диагноз, у ребёнка и что вы планируете по обучению дальше?Если не секрет.

    Natalia писал(а):
    Добрый вечер. У меня дочка в 4 классе. И мне знакомы тетрадки с кучей грамматических ошибок, стихотворениями которые в первом классе мы учили часами, читали мы с пропусками и горючими слезами, осмысление текста было далекой мечтой, мама была в шоке и истерике, потому что ей было не понятно, почему ребенок не понимает простых вещей. В первом классе моего ребенка учитель с еще несколькими одноклассниками вывел к доске и сказал что это будущие двоечники. Сегодня у нас твердая СВОЯ тройка по русскому языку. Бывают и четверки. Литература твердая четверка. Стихи учим легко, не хуже обычных детей. Математика между тройкой и четверкой (за счет русского и аккуратности). При этом учимся мы без маминой помощи. Сама.
    Я просто дошла до точки и забила на школу и учителей, тройку хотя или не хотя все равно выведут. А мы с ребенком без всего наседания стали спокойны. Садились и учили стихотворения держась за ручки, я подбадривала ребенка и говорила, что она справится. Занимались с логопедом с первого класса. Исправляли, исправляли, исправляли по десять раз одно и тоже. Ходили на скрипку в музыкальную школу. И когда она говорила, что в классе ее обижают и считают глупой, я говорила ей, что таких как она в классе одна, ведь то сколько труда она положила на одну хорошую оценку не приложил никто в классе. И ее тройка по вложенным усилиям не хуже пятерки отличника. Для меня стало целью не хорошее обучение в школе и хорошие оценки, а ее уверенность в себе, ведь именно это убивает школа в наших особенных детях, их веру что они не хуже остальных, а может и лучше, и умнее. Вот такое несколько эмоциональное сообщение у меня получилось после прочтения форума. Спасибо всем, почерпнула много интересного и нового.

    Отличное у вас вышло сообщение! Вы молодец! Побольше бы людей читали такие посты и знакомились с тем, что на самом деле бывает у других. А то эта ситуация, когда все вокруг лучше знаю и гнобят... вечная проблема общества
    Цитата:
    Сегодня у нас твердая СВОЯ тройка по русскому языку. Бывают и четверки

    Молодцы! Понимаю вас отлично. Мы так же радуемся заслуженным тройкам. Я не скажу, что у сына это крепкий результат (перешел в 7 класс), но точно стало лучше. Бывают четверки, иногда учат контрольные тексты или слова, делает 1-2 ошибки -для него огромнейшее достижение.
    И, да, важна не сама оценка, а что ребенок стал более уверенным в себе. Почувствовал пусть и свой, а не как у всех, но успех. ЧТо есть прогресс и так далее. Хотя если не концентрируется по максимуму, то все равно скатывается на раз-два. Приходится всегда быть в тонусе
    VeraG.i.t.s писал(а):
    Здравствуйте, у меня дочь 9 лет не пишет не читает. Подозрение на дисгравию,дислексия.Было 2 репетитора оба отказались со школы сейчас отправляют на ПМПК но это так дорого что за раз не пройти каждый специалист 1,5 -2 тысячи.Еще со школы предлагают сдать ребёнка в интернат для умственно отсталых, но я не скажу что она прям Д.... . Она понимает в музыке ходит в кино, ездила в лагерь в этом году, математику считает плохо но все же.Какая вероятность что нам дадут индивидуальное обучение хотя бы? В интернат сдать это уж совсем мне кажется дно. Ясно что перспективы не радужные на дальнейшую жизнь и так, это мне ее обеспечивать пока не помру ведь никуда ее на работу не возьмут никогда.Но интернат это же по-моему клеймо на всю жизнь.Так стыдно что у меня такой ребёнок, пока молчим и не говорим даже родственникам даже муж не все подробности знает.и ещё вопрос кто ходил на ПМПК там родителям прям в лоб говорят что ждёт дальше или дают надежду хоть какую то?

    Я заезжала в магистр за списком документов, и как там общаются мне уже не понравилось. А когда я такого ребёнка приведу вообще всех собак спустят. Но я не знаю почему она такая, я сама занималась с ней и на развивалка ходили и репетитор был не один, только результата нет.


    У вас очень тяжелый настрой. Вам не должно быть стыдно, разберитесь в себе. И нельзя, конечно, чтобы отец ребенка был изолирован от ситуации.
    в ПМПК очень хорошие люди сидят, ничего плохого или грубого они вам говорить не будут, действуют в интересах ребенка
    всех врачей для пмпк можно пройти бесплатно
    VeraG.i.t.s писал(а):
    Ой,нет в поликлинику не попасть. Если даже повезёт и запишут только недели через 3 ещё и сидеть там пол дня у меня есть маленький ребёнок 11 месяцев и с ней там столько не вытерпеть, а оставить не скемц.Решили платно половину врачей и вторую половину через недельку. В школе предлагают интернат - знают что у меня маленький ребёнок аргументируют это тем что так мне жить легче будет. Типа никаких проблем и вечных скандалов из за уроков. И на собрания ходить не надо краснеть у всех дети нормальные, а у меня..... сплошные слезы.Да и ясно что им такие дети не нужны Мы продублировали первый класс это мое решение было думала все наладится но результата нет, учитель хороший без нареканий дело в ребёнке.

    Мы ПК прошли 3х врачей в один день,если мне память не изменяет. Вообще без очередей. Так и сказала, что для комиссии срочно надо. Платно мы прошли только невролога, но это только потому, что нам надо было ОЧЕНЬ срочно и я работаю

    Добавлено спустя 12 минут 12 секунд:


    Эх... я вот универ самый сложный в городе закончила, магистратуру еще, и даже в аспирантуру в одно время идти подумывала. А ребенок мой, надеюсь, хотя бы в колледж поступит и 9й класс окончит. А иногда мечтаю, что все 11 классов осилить сможет, хотя это вряд ли. Но что поделаешь? Он такой. Максимумы у него другие, совместные наши цели тоже. Идем в максимальной для него дорогой, а не для тех, кто "стандартный". И мне за него не стыдно. Жаль только, что не все окружающие понимают. Но чего от них требовать. если даже мамы не простых детей не понимают?..

    З.ы. Я раньше людей без ВО считала недолюдьми, в ваших терминах это "дно", наверное. Знаете, как тяжело от своих собственных убеждений и принципов отказываться?.. llazy , пусть так. Собственно, все мы переживаем за своих детей и хотим им самого лучшего. Это - нормально) Даже если это тоже стигматизированно. gemka
    у вас как и у большинства русских людей слово "не нормальный" стигматизированно.
    На самом деле это ни хорошо и не плохо - это описание изменений, отклонений от нормальной физиологии и анатомии. В институте сначала учат "нормальную анатомию" и "нормальную физиологию", а потом всю остальную.
    Понимание процессов позволяет тем у кого достаточный базис видеть куда направлять коррекцию и как этого достигать в максимально короткие сроки короткими путями. Всего лишь.
    ἰδιώτης - греческое слово в том числе обозначающее один, отдельностоящий, ограниченный, гражданин не имеющий права голоса. И это медицинский термин - идиот и идиотия - ограничнность интеллекта, пользоваться ими в современном обществе нельзя, без риска быть обвиненным в оскорблении, потому что сами люди вложили в них смысл которого не было изначально.
    Тоже самое происходит со словом ненормальный - хотя это термин описывающий любые изменния вне физиологичских пределов. Человек с температурой 38 - тоже не нормальный. llazy , думаю, что мой бы в его самой первой школе и 4 года просидел и ничего на выходе не получил. Только психическую травму. А так - все у него нормально. То, что "обычно люди так не делают" - не повод говорить о "ненормальности". Это - особенность, а не недостаток. Обычно люди не могут с высокой точностью запомнить карты, а мой - может. Ходячий атлас эдакий. Обычно людям надо учить таблицы и схемы, а мой их запоминает визуально, воспроизводит, а после уже читает, что там сам написал. И историю и другие "устные" предметы - он не учит, он их "переживает" в своей голове и воспроизводит пережитое, а не заученное. Он рассказывает не зазубренное, а описывает то, что "видел". Ничуть с не меньшей точностью, чем те, кто думает словами. И так далее. Не нормальный? Ой... да пусть так, если прям сильно хочется кому-то))) Но как раз такие "ненормальные" способны создавать что-то новое и демонстрировать нестандартные подходы. Он не привязан к тому, что "обычно делают вот так". Да плевать ему, как там делают обычно)) Да, сложности могут возникать в школе, когда кто-то требует делать все исключительно стандартно и ни шагу в сторону. Научился относиться философски к этим "стандартам". Запоминает визуально, что от него хотят (как шаблон), а дальше свое решение оформляет по этому шаблону, если настаивают. Школа закончится рано или поздно. А дальше его "особенность" может дать и преимущества. Его не изменить, толку пытаться делать из него "нормального", если ему и так хорошо? gemka
    Я в курсе что дислексия и дисграфия могут быть совершенно изолированным синдромом при при прочих сохранных функциях.
    Но два года в общеобразовательной школе и люди которые занимались специально во внеурочное время - и ничего на выходе - очень редко бывает что это изолированный синдром. Детей с недиагностированным УО в Новосибирске полно. Качество диагностики иногда никакое.
    Моему ребенку статус выставлен по формальным признакам - потому что она не коммуницирует, не хочет. Вообще тот кто научился читать сам у того IQ 70 и выше по умолчанию. Ей двять и она читает уже пару лет на двух языках - её никто не учил, cама заинтересовалась и обучилась. Других проблем полно.


    ну как у него нормально - он через визуальную память и мысленные образы оперирует с письменной речью - обычно люди так не делают, у нас автоматизированное письмо.

    Единственная проблема дисграфиков \дислексиков - школьные методики не расчитаны на детей с особенностями восприятия. Они стандартизированные. Дефектолог работает подстраиваясь под ребенка. llazy , удачи вашей дочери. Я, собственно, тоже писала, что УО просто так направо и налево не дают. Это деньги, большие расходы, и если ребенок с сохранным интеллектом окажется в школе 8-го вида - это рано или поздно может выясниться, тогда направившим будет атата. У нас так.

    Но дислексия и дисграфия - это совершенно другая история. Интеллект таких детей совершенно не обязательно снижен. Вы пишете:


    У моего ребенка все нормально с нейронами, просто вот эта ваша символьная информация ему для мышления совершенно не нужна. В своей голове он ее не использует. Входящую информацию он обрабатывает иначе. Чтение и письмо для него - "иностранный язык", который он выучил для общения с окружающим миром и учебы. Но думать он продолжает на своем языке. В "его языке" - символов нет. Забавно, что ему что русский, что английский в плане письма и чтения даются практически одинаково. И тот, и другой для него в символьном выражении - иностранные. В английском ошибок при письме даже меньше, так как он проще сам по себе. Ну и пошел английский изначально проще, так как он к тому времени на русском понял, что от него требуется делать со всеми этими буковками.

    Добавлено спустя 3 минуты 45 секунд:

    VeraG.i.t.s , да, у моего основная сложность была - именно научиться читать и писать. Сейчас - учится в обыкновенной школе. Нормально учится. Специалисты сейчас умеют работать с такими детьми. gemka
    Да я все посмотрела, немного детский фильм. Мне в личку писали истории, что после работы со специалистом, через пару лет выправляются и учатся в обыкновенных школах и все хорошо. gemka


    ничего не перекрывает - выпускники коррекционной школы которую посещает моя дочь служат в полиции и водят обществнный транспорт.

    Права и оружие не дают эпилептикам, потому что это опасно, но дают людям со сниженным интеллектом - они аккуратнее водят и соблюдают правила, устав, распорядок.

    Программа сильно отличается - придется долго учится, cначала 9 лет 8 вида, потом обратно в 7 класс, потом ГИА. А у нас дневное обучение всего 13 лет по закону об образовании. Поэтому когда ребенка отдают до физиологической зрелости и мальчику не выставляют диагноз (типа чтобы он успел поступить до армии, а без диагноза что права не дадут) - получается плохая комбинация, которая тешит самолюбие недалекого родителя, но сильно портит ребенку жизнь. Он лишается льгот и послаблений в учебе которые бы могли ему помочь - большинство детей с проблемами в младшешкольном возрасте догоняют сверстников к 20-35 годам. Люди без грубой патологии становятся все примерно одинаковы. Но те кого гнобли учебой родители и педагоги приобретают страхи и комплексы, c которыми потом приходится работать во взрослой жизни.

    Младшеклассники в коррекционной школе в целом довольны учебой и школой и идут туда с удовольствием - их везде хвалят и поощряют - за любые усилия.

    УО (8 вид) - просто так не дают, это надо подтвержадать в диспансере\стационаре, это инвалидность - это деньги. Поэтому "просто так" диагноз "дурачок" никому не лепят. VeraG.i.t.s , что было сложно принять - вполне естественная реакция. Более того, она как раз естественная, как по мне. Естественнее некуда. Было бы странно (страшно?), если бы был пофигизм и моментальное принятие (без стадий отрицания, сомнения...). Многие, действительно, это проходили. И испытывали сходные эмоции. А "научную инфу", если это будет необходимо, вам дадут специалисты очно. Гадания по фотографиям и диагнозы по буковкам - дело такое Спокойствие и только спокойствие. По вашему рассказу - ничего прям страшного нет. Неожиданно (почему такое с моим ребенком? до школы ж все нормально было более-менее), непонятно, но решаемо. Надо пройти пмпк и действовать дальше уже на основании того, что скажут там. Очно. В любом случае, вы и только вы будете решать, где и как будет учиться в итоге ваш ребенок. Согласитесь с предложенным там вариантом - будет так. Не согласитесь - по нынешнему закону об образовании, можете послать всех лесом и оставить все как есть. Последнее слово будет за вами. Так-то что адаптированная программа в ООШ, что даже спецшкола речевая - неплохие варианты. Это - помощь, если все будет организовано нормально. Компенсируется - можно вернуться на обычную программу. ФГОСу они соответствуют, в аттестате нигде не будет написано о том, что ребенок учился так.

    Перекрывает доступ ко многим профессиям и продолжению образования только УО и 8-й вид. Но, думаю, что там тоже родители все понимают и действуют в интересах ребенка (в идеале), принимая особенность и настраиваясь на максимальную социализацию и рабочую профессию, дать все, что может взять. Это - инвалидность. А даже некая "тяжелая степень дислексии/дисграфии" (я не знаю, что это) - не инвалидность и не приговор. Как мне говорили - если интеллект нормальный, то ребенок читать все равно научится. И писать. Никуда не денется. Быстрее будет, конечно, если учить будут специально обученные этому люди. И психологических и психических травм и ребенок, и родители получат меньше. А психическое здоровье - оно для жизни очень важно. Не меньше физического.

    PS. Фильм "Звездочки на земле" так не смотрели, кстати? Посмотрите все же, если нет. Заставит взглянуть на все совершенно под другим углом и принятие облегчит. Ребенок - самое важное в этой ситуации. Думать нужно о нем, а не о том, что подумают окружающие/родственники/соседи и так далее. Если муж не понимает - пусть тоже посмотрит. На себя со стороны Там тоже в сюжете есть папа-муж, который не понимал. gemka
    Конечно принять что нужно идти на комиссию для меня крайне сложно....Было сложно, сейчас я смирилась, прислушалась к вам ещё несколько девушек писали в личку делились информацией, рассказывали истории и поддерживали. Стало ясно что все не так страшно, я не первая и эмоции подобны моим были у многих оказывается и выход есть.Это не АУ 100% и это радует! Что пишут всякие личности негативные и выдают какую то научную инфу я не вникала даже. Человек несущий деструктив нечего хорошего подсказать не может. Зачем на таких внимание обращать, это пустое место в жизни, когда из человека льётся г...но значит это естественная среда, пусть своим негативом сами себя едят. И Разрушают энергетику свою, своего рода и так далее. Даже строчки написанной эти люди не стоят. VeraG.i.t.s , ну и отлично ж. За что и с какой стати идеального ребенка идеальной мамы школа предлагает сдать в "интернат для умственно отсталых"?)) Все у вас будет хорошо. Ваш ребенок же, действительно, самый лучший)) И ей нужна ваша поддержка. Кто, если не вы, в нее поверит и поддержит?

    Перечитала ваше первое сообщение в этой теме... Еще раз: понимаю, были бы рядом - захотелось бы обнять. Вы паниковали. Дети дисграфики, дислексики (тема-то про них) - это никакое не клеймо. На этапе обучения им нужна помощь. А если помочь им найти то, что им реально интересно, в чем они сильны - они еще и всех "нормотипичных" обойдут У них свои таланты очень часто имеются. И да, мне психиатр вообще все иначе рассказывал про такие особенности, не так, как llazy пишет. Совершенно. С мозгом у моего ребенка все нормально, нейроны на месте. Проходили и ЭЭГ. И никаких медикаментов сроду не выписывали. Он просто думает иначе (это никакими медикаментами не исправить, да и не надо), а обычная программа обычной школы в части обучения чтению и письму рассчитана на тех, кто думает "стандартно". Поэтому он ее не понимал. Начали говорить на его "языке" - все прекрасно понял и адаптировался. После преодоления этого рубежа ему так-то даже легче стало учиться, чем одноклассникам. Над почерком и грамотностью еще продолжаем работать, и, как уже писала, не жду от него кандидатской в области филологии. Зато после начала чтения пошел серьезный прорыв по другим предметам. Доказал на практике, что все эти разговоры, что он "неумный", мягко скажем, это - не про него вообще, от слова совсем. Четыре года назад все казалось как-то беспросветно. Сейчас - да я рада, что это мой сын. Я им искренне горжусь. И ни на какого "беспроблемного" бы ни в жизнь не поменяла))) Это мой опыт, да. Когда мне когда-то родственники тоже охали и ахали, что я всегда за ребенка заступаюсь, я сразу говорила - а кто, если не я? Кому еще-то за него бороться и заступаться? Сейчас уже тоже рады его успехам. А о том, что было (ах, "позор" же идти на ту пмпк, переводить его на другую программу, оставлять на второй год в первом классе... нет! все правильно сделала)... я не напоминаю. Терпения вам.

    Добавлено спустя 36 минут 28 секунд:


    Перечитываю тему и ох жеж блин, "сюрприз" какой... Внезапно прямо. Когда-то именно вы мне говорили (жестко, кстати), что мой ребенок не достоин повышенного финансирования... Когда он получил его через ПМПК и попал в малокомплектный класс (где его проблемы решили так-то в итоге). Говорили, что финансировать нужно деток "успешных" и "умных", а не "отсталых". В теме про финансирование обычных школ и "крутых". Да, я запомнила, тема для меня была "больная" тогда, а вы - сознательно били по больным местам (выдернув данные из других тем). Вы ж сами и есть - то общество и система, против которого вдруг решили бороться. Вы сами еще 3-4 года назад говорили "фи" и что "проблемы не существует", нечего "ущербным" и неуспевающим дополнительное финансирование давать. Самидурывиноваты. Как же так? Что-то поменялось в вашем королевстве?

    В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

    Дислексия: что это такое?

    Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

    Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

    Когда проявляется болезнь?

    Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

    Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

    Симптомы дислексии

    Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

    1. Дезорганизация.
    2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
    3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
    4. Различные проблемы в усвоении слов.
    5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

    Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

    Иные симптомы дислексии

    1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
    2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
    3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
    4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
    5. Плохая память.

    Разновидности болезни

    В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

    1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
    2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с
    3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
    4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
    5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

    Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

    Дислексия: способы коррекции

    Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

    Метод Дейвиса

    Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

    Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

    Этапы метода Дейвиса

    1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
    2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
    3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
    4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

    Отзывы родителей о методике Дейвиса

    Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

    Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

    Занятия и упражнения для коррекции дислексии

    В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

    Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

    Упражнения, которые проводятся с логопедами

    Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

    1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
    2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
    3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
    4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
    5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

    Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

    Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

    Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

    1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
    2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
    3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
    4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
    5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
    6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

    Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

    Итог

    Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

    Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.