Поминальные суеверия — что можно и нельзя. Поминки: нужна ли покойнику еда? Почему с могилки умершего исчезают конфеты

Стоит ли говорить, что обычай этот стопроцентно языческий, который до сих пор смог пережить христианизацию. но это так, для дальнейшего понимания. Гуглим тризну, но, так как про неё и так много информации, я остановлюсь на самом механизме, как это работает и вообще зачем.

В общем, у славян и балтов (даи у других индоевропейцев думаю, но за всех ручаться не буду) есть понятие коллективной доли. Смысл в том, что эта самая доля с одной стороны неисчеслимая, но вполне себе конечная. К примеру, как зерно. Вся сусть этой доли в том, что она даётся Богом/Богами, и она же определяет то, насколько будет легко/нелегко жить человеку в целом. Однако мир в традиционных культурах цикличен, и в определённые промежутки времени эту долю можно перераспределить между участниками коллектива (семья, улица, деревня и т.д.). В принципе, как мы знаем ещё из физики, если где-то прибудет, где-то обязательно убудет. И, если тебе удаётся выхватить лучшую долю, кому-то достанется худшая. Но есть одна хитрость

Будучи умершими, члены рода всё равно остаются семьёй. И, в принципе, если ты покажешь себя достойным потомком, они могут помочь тебе и отсыпать ещё немного доли, ибо они не просто ближе к тому свету, а являются его частью. Потому, разделяя долю с умершими и соблюдая регламент поведения, можно надеятся на то, что в этот раз доля в принципе будет лучшей, чем в прошлый. К тому же можно заручиться поддержкой "с Того света" в повседневной жизни, которая также лишней не бывает.

И вот как раз совместный стол живых и мёртвых и олицетворяет это перераспределение доли. Сама она воплощается в угощениях и напитках (ибо всегда это был уражай - то, что Боги послали тебе за твои труды и не только). Так вот, разделяя пищу и напитки, ты делишь эту самую долю с живыми и уже умершими. Последние же берут долю на это распределение непосредственно из источника (Бог/Боги), ибо ближе к нему.

Это практичный смысл. Моральный же смысл заключается в том, что на Радуницу живые приходят в гости к мёртвым, что принимают их в своём поселении, на своих порогах как гостей. А в гости некрасиво приходит с пустыми руками, особенно к родственникам. Ну а если это те родственники, которых ты ещё и живыми застал, то тем более ты будешь относиться к ним тепло и будешь заботиться о них: угощать, одевать (т.е. вешать новые рушники на кресты, что б покойники голыми не стояли или в грязных (а иногда и рваных) старых рушниках) и даже греть (есть обычай на могилах раскладывать огонь или высыпать горячие уголья с печи - "греть покойника", ибо на Том свете холодно).

У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями - почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора - еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе - боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же .

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

Алкогольные суеверия - поминание спиртным

Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить - все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства. Алкоголизм - грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего. Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках - не дань древним традициям, а относительно современный стереотип. Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого. Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него - стакан воды и кусок хлеба . Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню - о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни - старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах . Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит - они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же - скорбь, смерть, горе . Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки - уже нет.

Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Другие суеверия на поминках

Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых - либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.

Приметы после похорон советуют по возвращению с кладбища согреть руки над пламенем свечи, желательно церковной. Но после кладбища обычно сразу едут на поминки. Перед едой полагается мыть руки, и это правило заменяет свечную примету. Не стоит переживать о том, что съедите частицу мертвой энергетики. Во время мытья рук вода смоет ее.

Поминки - не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.

В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий - сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки - обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

На днях жительница Свердловской области Наталья опубликовала в своём инстаграме фотографию дочери с подробным рассказом о том, как девочка собирала сладости на кладбище во время пасхальных праздников. Мнения в интернете разделились: одни считают это недавно появившейся жутью, другие - милой пасхальной традицией. Medialeaks объясняет, откуда это пошло и нормально ли собирать конфеты с могил.

Скриншот поста Натальи, в котором она описывает поход с детьми на кладбище, был опубликован на портале «ЯПлакал» и собрал там множество комментариев.

Женщина описывает поход со своими детьми на местное кладбище. Они пошли туда на родительский день (так часто называют Радоницу), чтобы дети смогли по поводу праздника собирать конфеты.

Ирина ждала этот день больше всех. Приготовила себе пакет, чтобы конфет собрать. С самого утра переживала, что я её со школы быстро не заберу, а то ведь одноклассники вперёд её уйдут собирать. Как приехали на кладбище, так её только через два часа я нашла. Уже думала, что конфетные конкуренты её замочили 🙂 Смотрю, вся красная, уставшая и прёт целый пакет (майка) конфет. Целый год можно поминать и весь двор детей угощать ещё. Столько детей собирало, тьма, и каждый по огромному пакету на хребте пёр.

Наталья написала, что ей приятно наблюдать за детьми, которые «бегут наперегонки, чтобы быстрее урвать себе горсточку». Женщина упомянула, что сама она также купила килограмм шоколадных конфет, чтобы дети могли собирать их.

Я когда была в их возрасте, тоже собирала, но тогда это была роскошь - найти конфетку.

Оригинальный пост разошёлся по пабликам во «ВКонтакте», его заметил журналист Олег Кашин и запостил у себя в фейсбуке. Большинство комментаторов, кажется, необычную традицию не оценили.

Видимо, из-за начавшегося хайпа Наталья даже удалила свой профиль в инстаграме. Между тем некоторые пользователи рассказали, что где-то это совершенно обычная традиция. Правда, различается день: одни дети собирают сладости на Пасху, другие - на Радоницу.

Вопрос о сборе сладостей на кладбище во время пасхальных праздников давно волнует интернет, впрочем, - довольно редко. Обычно пользователи форумов спрашивают, знает ли кто-то ещё о такой странной традиции. Те, кто знают, чаще всего находятся в меньшинстве. Ответы бывают не менее специфическими, чем сами вопросы.

За исключением нескольких тем на форумах, интернет даёт не так много ответов о возникновении жутковатой традиции. Возможно, поэтому пользователи уже начали предполагать, что это какое-то новое явление путинской России, признак помешательства на религиозной тематике, случай сумасшествия, или выдвигать другие теории заговора. На самом деле, всё было не так.

На юге России - по крайней мере, в Волгоградской и Саратовской областях, а также в Ставропольском крае - традиции, по которой дети собирают сладости на кладбище, уже очень много лет. Обычно это развлечение для детей из небольших городов и сёл. Оно существовало уже, как минимум, в 1930-е годы. Правда, тогда дети собирали не сладости, поскольку их производилось не слишком много, а пасхальные яйца и домашнюю выпечку.

Конфеты, как правило, покупаются специально для того, чтобы положить их на могилу родственника на кладбище. Обычно кладут несколько конфет и пару пасхальных яиц. Детей, которые забирают угощения, просят помянуть умершего родственника. Затем ритуал повторяется.

Важно сказать, что событие чаще всего разворачивается на небольших деревенских кладбищах, где многие пришедшие знают друг друга. Пасхальные праздники здесь воспринимаются без драматизма, поэтому избавьтесь от жутких картин бредущих по грязи голодных детей, которые дрожащими руками собирают покрывшиеся плесенью конфеты, - это не так.

Возможно, корни этого мероприятия кроются в западной традиции «пасхальной охоты», когда дети собирают пасхальные яйца, спрятанные родителями в парке или в саду. Правда, . Видимо, на юге России совместили «охоту» с традиционным пасхальным визитом на кладбище. Да, это может показаться очень странным, но так действительно бывает.

Посещение могил дорогих людей, которые покинули нашу землю, это долг любви и дань уважения. Существует большое количество поверий, которые плотно вошли в нашу жизнь. Мы привыкли приносить еду на кладбище и не задумываемся о значении данного ритуала. Можно ли это делать и откуда взялась традиция? Попробуем ответить на данный вопрос.

Еда на кладбище – история и значение

Чтобы разобраться в логике ритуала, нужно обратиться к его истокам. Наши предки чествовали умерших обильными пирами прямо на месте захоронения. В то время ритуал имел название «тризна», первые упоминания о нем обнаружены в 10 столетии нашей эры. Помимо оплакивания и пиршества, ритуал включал в себя даже военные игры, которые часто заканчивались летальным исходом. Когда на Русь пришло христианство, ритуал утратил свое значение, но отголоски языческих традиций дошли до наших дней.

У древних славян поминальная церемония включала лишь молитвы. Однако можно предположить и о других истоках еды на кладбище. Поездка к могилкам для большинства семей на Пасху представляла собой долгий и небезопасный путь. Многие из них оставались на кладбище до утра, потому использовали в качестве пищи ту, что святили в церкви накануне.

Можно ли брать еду на кладбище

В старину поминки с большим количеством пищи проводились для бедняков, то есть для нуждающихся. Считалось, что они ближе всех находятся к богу, потому их молитвы об усопших имеют большее значение.

Можно ли поминать на кладбище едойв наше время? Верующие уверены, что трапезу нужно пожертвовать бездомным и рассказать им имена родственников, как это делали наши предки. Многие священники уверены, что еда на похороны на кладбище не имеет значения, если пришли неверующие и не помолились за умерших. Потому они советуют собирать вокруг себя истинных верующих и вместе с ними поминать усопших.

Что брать из еды на кладбище?

Что брать на кладбище из еды – важный и интересный вопрос. Среди основного списка можно выделить такие позиции:

  • яйца;
  • кутью;
  • блины;
  • печенье;
  • конфеты;
  • хлеб;
  • куличи.

Кутья считается символом вечной жизни, тогда как сладости вроде конфет означают прекрасную загробную жизнь в раю. Не рекомендуется брать с собой мясо, колбасу и любые другие мясные блюда. Они могут быстро испортиться и протухнуть, что создаст опасность для тех людей, которые собрались есть их. Официальная церковь пренебрежительно относится к алкоголю на кладбище. Распитие водки из пластиковых стаканчиков - неуважение и просто языческий обряд.

Поминают ли на кладбище едой?

Перед тем, как идти на кладбище, человек должен посетить храм и передать записку с именем умершего на алтарь. Если человек решил помимо молитвы помянуть покойного едой, не советуют класть ее на могилку. Лучше раздать знакомым или бедным.

В последнее время любое поминание не обходится без трапез всей семьей прямо на кладбище. Особенно это касается Радоницы - люди несут куличи, яйца, конфеты, бутерброды и алкоголь. Православная церковь разрешает перекусить на кладбище, но не стоит превращать поминание в шумный сбор. Это место должно остаться памятным и тихим. Поминать человека водкой или другими крепительными напитками нельзя ни у могилки, ни дома.

Зачем на кладбище оставляют еду?

Родственники умерших в поминальные дни привыкли брать еду на кладбище. На Пасху они оставляют там яйца, конфеты и куличи, не забывая даже об алкоголе. У каждого действия должна быть своя логика. Основная причина в том, что люди берут ее с собой для того, чтобы съесть прямо у могилки дорого человека. При этом нужно вспомнить умершего, помолиться за него и отведать жертвенную пищу.

Можно ли брать угощения на кладбище?

Хотелось бы, чтобы у людей сложилась правильная картина об еде на кладбище. Есть одна ситуация, при которой брать с собой угощение не запрещается, а наоборот поощряется. Угощения берутся с целью раздать их неимущим. Милостыня - одна из сильнейших проявлений добродетели.

На территории многих кладбищ имеются часовни или храмы. Рядом всегда можно найти нищих и бомжей, которые просят подаяния. Лучший способ помочь им - дать пищу и накормить. За деньги они смогут купить себе алкоголь, потому пожертвование еды одновременно станет актом проявления доброты и не потакание грехам вроде пьянства. Вы можете дать как праздничную еду, так и купленные в супермаркете продукты. Самое главное требование - отдать человеку еду искреннее, с надеждой на то, что она спасет его и принесет радость. Можно попросить человека помолиться о покойном.

Можно ли оставлять конфеты, печенье, куличи на могиле?

Согласно позиции православной церкви, приносить на кладбище конфеты, печенье и прочие угощения правильно. Но гораздо лучше, если вы лично отдадите эту пищу голодному человеку, чем разложите ее на могиле. Если ее быстро не заберут, она может испортиться.