Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста. Застенчивый дошкольник Психология застенчивых детей дошкольного возраста

Давайте подумаем, что такое застенчивость, и на житейских примерах вспомним, как она проявляется.

Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку.

Или другая типичная ситуация - шести-, семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.

У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема - не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый малыш, подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

Порой, как ни странно, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Квалифицированные психологи и психотерапевты помогут застенчивым людям справиться со своим "недугом", повысить самооценку, научат свободному общению и взаимодействию с окружающими.

Чем чревата застенчивость?

Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?

Ограничение контактов с людьми - "Роскошь человеческого общения".
- Конформизм - человек "наступает на горло собственной песне", не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.

В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Худший исход - невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Симптомы застенчивости

Застенчивость "читается" по внешним признакам: - покраснение лица; - потливость; - дрожь; - учащение сердцебиения; - стесненное дыхание; - согбенная поза; - опущенные вниз глаза; - тихий голос; - скованность мышц и движений.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

Страшная история.

Миша К. (15 лет). Тихий, ничем не примечательный подросток. За все время учебы в школе ни разу не вызвал гнева учителей или одноклассников. Послушный, уравновешенный, вечно живущий в своем мире. Больше таких в классе не было.

Одноклассники удивлялись непохожести Миши на них самих, а посему часто просто от нечего делать цеплялись к нему, подтрунивали, поддразнивали. Иногда насмехались. Родителей раздражало, что сын растет таким тихоней, сами они были полной ему противоположностью. Поэтому дома подростка тоже "дергали".

В один прекрасный день к Мише пришла его двоюродная сестра и попросила магнитофон на вечеринку. Что уж парень усмотрел в этой просьбе, неизвестно. Только дальше произошло страшное. На повторные просьбы кузины Миша отреагировал дико - схватил нож и проткнул Алену в области сердца, в результате чего девушка скончалась. Эта история буквально потрясла город. "Как могло такое случиться, этого не может быть!" - восклицали все, кто знал Мишу как человека, который не способен обидеть даже мухи.

Комментарий психолога:

Любые эмоции нуждаются в разрядке. Нас обидели - мы поплачем. И сразу становится легче. Если эмоции остаются неотреагированными, они имеют способность накапливаться, и тогда возникает "аккумулирующий эффект", который чреват взрывом.

Так произошло и с Мишей. Он годами копил обиды, будучи очень застенчивым. Этого "накопления" оказалось достаточно, чтобы "взорваться". Повод при этом был ничтожным - никто ведь не посягал навечно на его собственность. Эксперту-психологу Миша объяснил, что ему надоело, что он всем что-то должен, а взамен никогда ничего не получал. Экспертиза, кстати, признала его вменяемым и не обнаружила никакой психопатологии...

На причины застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений.

1. Теория врожденной застенчивости

Некий лондонский врач обвинил в происхождении застенчивости гены родителей. Эту теорию подхватил психолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалу H с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе.

Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о сверхчувствительной нервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности в выражении чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми.

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична и в целом нелогична.

2. Теория бихевиоризма

В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века.

Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение - это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками - в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить.

Собственно, что такое застенчивость? По мнению бихевиористов, реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая зажатость.

3. Психоаналитическая теория

Интересно, что в психоанализе все объясняется, но ничего не доказывается.

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы.

Кроме того, застенчивость - это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить.

4. Концепция А. Адлера

А. Адлер - представитель индивидуальной психологии. И именно он ввел термин "комплекс неполноценности".

Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом.

Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто не способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами и неудачниками.

Дети могут стать таковыми по разным причинам: органическая неполноценность, частые болезни, что не позволяет им соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все делают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье.

Адлер ввел понятие "неуверенное поведение", обусловленное страхом критики, страхом сказать "нет", страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с "неуверенным поведением" зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы. Их антиподы - независимые, самостоятельные и активные личности.

5. Причинные факторы

В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения.

Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым.

Второй - ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным.

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.

Природный фактор

Это темперамент, обусловленный типом нервной системы.

На первый взгляд может показаться, что застенчивость - приоритет интровертов - людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики. Думается, что среди этой категории застенчивых действительно больше. И это внешне застенчивые личности.

Но, как ни странно, существуют и застенчивые экстраверты - люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.

В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными. Конечно, это стоит им определенных эмоциональных затрат.

Ситуация №1.

Ребенок, удобный во всех отношениях.

Таня П. учится в 1-м классе. Внешне похожа на воробышка - маленькая, худенькая. Когда она поступала в школу, то на приеме у психолога за полтора часа из нее удалось "вытянуть" два слова. Говорит шепотом. Плечи опущены, глаза смотрят в пол. Впечатление, что ребенок в ступоре. На повторном приеме удалось немного разговорить девочку.

Наблюдая за ней теперь в 1-м классе, понимаю, что застенчивость никуда не ушла. На уроке ее не слышно, но и на перемене та же картина. В то время как одноклассники резвятся, она тихонечко сидит в углу. "Удобный во всех отношениях ребенок". Учится хорошо. Но ведь у Тани нет друзей. Она практически ни с кем не общается, всего боится. Налицо истинная внешняя застенчивость. К чему она приведет - неизвестно.

Ситуация №2.

"Спокойствие, друзья! Спартак с вами!"

Наташа И., 13 лет. Посмотришь на эту девочку - и мысли не возникнет о каком-то даже намеке на застенчивость. Резкие движения, порывистость, громкий голос. Где она ни появится, всюду «кипит» жизнь. Вечно что-то организовывает, любит быть в центре внимания. Одним словом, лидер.

Но вот однажды в классе готовили выступление ко Дню защитника Отечества. Решили поставить что-то вроде драматического спектакля по "Гренаде" М. Светлова. Наташе показалась недостаточной роль в общем хоре, она тут же срежиссировала "передний план" и выставила перед хором четырех девочек, в том числе себя - запевать отдельно.

Наконец, наступил долгожданный вечер. Хор одноклассников пел проникновенно и слаженно, удачно "вступали" и на переднем плане, но только трое...

Что до Наташи, то, как только открылся занавес, с ней произошло что-то такое, в результате чего голос куда-то пропал. Вокруг горла сжалось невидимое кольцо, ко всему этому примешались довольно неприятные ощущения - дрожь, сердцебиение, даже круги перед глазами поплыли. Рот она, конечно, открывала очень старательно, да вот звуков оттуда не доносилось.

Летом того же года ей пришлось побывать в лагере отдыха на море. Активную девочку заприметил вожатый - студент последнего курса театрального института, который решил себя попробовать в качестве режиссера. На закрытие сезона намечался большой костюмированный бал, а у Наташи оказался потрясающий костюм Спартака. Вожатый предложил мини-спектакль на тему восстания рабов в Риме.

Полмесяца регулярно в «тихий сон» шли репетиции. Вожатый упивался режиссурой, Наташа - ролью.

Итог был столь же плачевным для Наташи, как и на школьном вечере. Как только распахнулся занавес и глазам девочки предстал полный зал знакомых и незнакомых людей, наступил шок. По роли надлежало выбежать стремительно на сцену и, царственно взмахнув рукой, закричать: "Спокойствие, друзья! Спартак с вами!" Вместо этого Наташа буквально выползла на полусогнутых и проковыляла на середину сцены. То была не царственная поступь Спартака, но шаг подстреленного...

Глаза от ужаса "вылезли из орбит". Вместо нужных слов девочка "понесла" откровенную чепуху, которую впоследствии даже не могла восстановить в памяти. Провал был полный, а вместе с ним и стыд перед режиссером, друзьями по отряду и вообще перед всем "человечеством". И, естественно, стресс, который она будет помнить долго.

Комментарий психолога:

По натуре Наташа - откровенный холерик. Очень смелая, решительная, с ярко выраженным стремлением к лидерству. Она всегда хотела производить неизгладимое впечатление, но так много об этом думала, что постепенно в ее подсознании зародился страх: "А вдруг я не понравлюсь? А вдруг я что-то сделаю не так?" Мысль о возможной неудаче была для нее катастрофой.

Это пример внутренней застенчивости, которую девочка никак не осознавала и поэтому не могла предвидеть подобных "проколов". Интересно, что в привычном кругу близких, знакомых, сверстников никаких осечек не было, а вот большое количество незнакомых людей провоцировало генерализованный страх, не позволявший раскрепоститься.

Социальный фактор

Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие

Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей, и прочее.

В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

Гиперопека

Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

И снова получаем два варианта - ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания

Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

"Кумир" семьи (эгоцентрик)

Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый.

В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

Пожалуй, славянским родителям стоит обратиться к опыту еврейских родителей. Детей в Израиле рассматривают как символ жизни и важнейший потенциал нации. Для евреев дети - бесценный дар, а потому и отношение к ним трепетное и бережное.

Очевидно, поэтому процент израильтян, назвавших себя застенчивыми (35%), - самый низкий показатель среди 8 стран, обследованных американскими психологами в рамках кросскультурных исследований.

В сознании израильтян застенчивость связывается со слабостью, неспособностью справиться с жизненными трудностями, и поэтому родители прилагают все усилия, чтобы оградить детей от тревожности и чувства собственной неполноценности.

Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?

Мы уже говорили о последствиях, которые наступают вслед за неправильным воспитанием. Поэтому первое, над чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.

Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей написала немало книг, в которых говорит о том, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. Луиза Хей рекомендует: "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".

Если мы обратимся к пословицам разных стран и народов, классикам-философам, то всюду найдем мудрые мысли типа: "Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать" (японская пословица), "От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения" (М. Монтень).

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

Развить у детей позитивное самовосприятие.
- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.

Позитивное самовосприятие

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.

В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует, как себя полюбить:

Не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность;
- перестать себя оценивать;
- принимать себя как данность.

Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы.

У хороших родителей должны быть в наличии:

Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.

Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.

Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.

Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития.

Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Часто ребенка ругают, к примеру, учителя. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.

Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе

У застенчивых детей самооценка низкая. Психологи в психической сфере выделяют важный аспект - самоотношение личности и три подсистемы - самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.

Эмоционально-ценностное отношение - это не что иное, как оценочная функция, которая чрезвычайно важна. Оценочная функция имеет как положительную, так и отрицательную направленность.

Аутосимпатия - это представление личности о себе как о самоценности. И напротив - самонеуважение, эмоциональная неудовлетворенность, недовольство собой свойственны детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях:
- Как правильно хвалить ребенка
- Критикуем и хвалим по-новому

2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.

4. Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.

Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.

5. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.

6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.

В школе педагог или психолог могут поиграть с детьми в такую игру. Ребята садятся в круг, каждый на чистом листе бумаги пишет свои имя и фамилию, после чего листы передают по кругу. Каждый ученик должен написать о каждом своем однокласснике на его листочке что-нибудь хорошее, какое-нибудь положительное качество. Причем комплименты должны быть как можно более конкретными: не просто что Вася П. - хороший, а, например, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, у него красивые глаза, он лучше всех в классе подтягивается на перекладине.

Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия - они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали. Но ведь недаром говорят: со стороны виднее.

Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".

Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.

Возьмите на вооружение ролевые упражнения из книги В. Леви "Искусство быть другим". Обратите внимание на книгу Т. Л. Шишовой "Застенчивый невидимка". В ней содержатся эмоционально-развивающие игры на преодоление застенчивости для детей 5 - 14 лет.

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.

Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Застенчивость у детей дошкольного возраста - это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда - желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.

Смущение может расцениваться в качестве добровольного лишения себя свободы. Это похоже на тюрьму, когда заключенных лишают права на свободу слова, свободу общения и т.д. Большинство людей, так или иначе, испытывает стеснение. Оно является определенным естественным защитным устройством, которое позволяет оценить возможные последствия того или иного поступка до его совершения. Обычно застенчивость у детей идет наряду с низкой самооценкой. Даже не считая того, что застенчивым детям под силу оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны. Одна из причин низкой самооценки - чересчур высокие требования к себе. Они все время немного не дотягивают до уровня, который сами от себя требуют .

Идеальные отношения родителей и детей должны развивать у детей дошкольного возраста индивидуальность, твердую уверенность в собственной значимости. Когда любовь дарится не безвозмездно, если она предлагается в обмен на что-либо, например на «правильные» поведение, то ребенок каждым своим поступком будет подавлять собственное «я» и самоуважение. Посыл таких отношений с ребенком очевиден: ты хороший ровно настолько, насколько значительны твои достижения, и ты ни за что не прыгнешь выше своей головы. Вот так чувства любви, одобрения и признания делаются потребительскими товарами, которые можно выторговать в обмен на «хорошее поведение». И самое ужасное - при самом незначительном проступке можно их лишиться. А неуверенный, стеснительный человек воспринимает такой порядок вещей за абсолютно нормальный: он якобы не заслуживает лучшего. Тогда как человек, которому дарят безусловную любовь, даже после нескольких неудач не теряет веры в свою первичную ценность.

Часть педагогов считает, что застенчивость генетически обусловлена. Уже в первые недели жизни дети эмоционально отличаются друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позднее эти особенности могут прорасти и превратиться в устойчивые модели поведения. Дети с необычайно чувствительной нервной системой все принимают близко к сердцу. Соответственно вырабатывается чрезвычайно осторожный подход ко всему и постоянная готовность отступить .

Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения. Деткам, любящим улыбаться, чаще улыбаются в ответ. Их чаще носят на руках, чем это делают с угрюмыми или спокойными детьми. Есть множество изначальных причин развития застенчивости, вытекающей из детских эмоций, а также из того, как эти эмоции воспринимаются конкретной личностью. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, дети скорее всего вырастут застенчивыми.

Исследование показало, что страна с самым широким распространением стеснения и застенчивости среди детей дошкольного возраста - Япония, где 60% опрошенных считают себя застенчивыми. Чувство стыда принято использовать для корректирования поведения отдельных лиц согласно общепринятым нормам поведения. Японцы вырастают глубоко убежденными, что у них нет прав хоть немного дискредитировать свою семью. В Японии весь груз ответственности за неудачи ложится исключительно на плечи самого ребенка, а вот за успехи благодарят родителей, учителей, тренера.

Такая система ценностей подавляет в человеке задатки предприимчивости и инициативности. В Израиле же, например, дети воспитываются абсолютно противоположным образом. Любые достижения приписываются исключительно способностям ребенка, в то же время как неудачи сваливают на неверное воспитание, неэффективное образование, несправедливость и т.д. Иными словами, действия поощряются и стимулируются, а неудачи не наказываются строго. Израильские дети ничего не теряют в результате поражения, а в результате успеха - получают награду. Так почему же не попробовать? Японские дети, наоборот, ничего не выиграют, а вот потерять могут много. Поэтому они всегда сомневаются и пытаются не рисковать .

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию. Ниже приводится перечень категорий людей и ситуации, которые могут вызвать подобную реакцию.

Люди, которые вызывают застенчивость:

  • 1. Незнакомые
  • 2. Авторитетные личности (через свои знания)
  • 3. Представители противоположного пола
  • 4. Авторитетные личности (через свое положение)
  • 5. Родственники и иностранцы
  • 6. Люди старшего возраста
  • 7. Друзья
  • 8. Родители
  • 9. Братья и сестры (наиболее редко)

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают люди, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес.

Обстоятельства, которые вызывают застенчивость:

  • - Нахождение в центре внимания большой группы людей, например выступление на утреннике;
  • - Более низкий статус, чем у окружающих;
  • - Ситуации, которые требуют уверенности в себе;
  • - Новые обстоятельства;
  • - Ситуации, требующие оценки;
  • - Слабость, необходимость помощи;
  • - Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  • - Нахождение в центре внимания небольшой группы людей.

Застенчивые дети всегда сильно волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-то действия в незнакомых обстоятельствах, где имеют место критические высказывания других людей, которые излишне требовательные и влиятельные .

Как помочь застенчивому ребенку?

Психологи говорят о трех основных «родительских» моделях поведения. Они описываются следующим образом:

  • - пример либеральной модели - ребенок получает столько свободы, сколько он в состоянии принять;
  • - пример авторитарной модели - свобода ребенка ограничивается, главным достоинством является послушание;
  • - пример авторитетной модели - идет полное управление деятельностью ребенка со стороны родителей, но лишь в разумных и конструктивных рамках.

Результаты исследований показывают, что желательной и наиболее эффективной является авторитетная модель. Она спосбствует воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе, а значит, является наиболее эффективной в излечении детской застенчивости. Несмотря на общее мнение, применение очень четкого либерализма в воспитании не развивает уверенность в себе. У либеральных родителей часто отмечается невнимательность к ребенку, они не считают нужным вырабатывать основные линии его поведения. Они часто «грешат» непоследовательностью в воспитании, из-за этого у детей может возникнуть чувство, что родителей не интересуют их чувства и проблемы, что они родителям вовсе не нужны.

Другая крайность касается авторитарной модели воспитания. Выбравшие эту модель родители также уделяют детям мало внимания, когда имеется в виду безусловная любовь и забота. Они ограничиваются лишь удовлетворением всех физических потребностей. Их в первую очередь волнуют такие аспекты воспитания, как руководство и дисциплина, однако они совершенно не заботятся об эмоциональном здоровье детей дошкольного возраста. Авторитарным родителям важно то впечатление, которое их дети производят на окружающих людей. Для них это даже важнее внутрисемейных отношений. Они абсолютно уверены, что формируют из ребенка «настоящего человека», не понимая, что приходят к обратному .

Особенность авторитетной модели воспитания в том, что при ней с одной стороны есть наличие родительского контроля, но с другой - идет развитие ребенка как личности. У таких родителей есть четкое представление о том, на что способен ребенок, они часто проводят с ним доверительные беседы и прислушиваются к тому, что отвечает ребенок. Таким родителям не страшно менять правила игры, когда новая обстоятельство вынуждает их действовать иначе.

Перед тем, как переходить к описанию того, как вести борьбу с застенчивостью у детей дошкольного возраста и воспитать открытого, эмоционально восприимчивого и при этом не стыдливого ребенка, хочется отметить один нюанс. Воспитатели вынуждены в первую очередь поменять себя. От них может потребоваться полное изменение атмосферы в детском саду, чтобы она не способствовала развитию застенчивости у ребенка.

Так же, как очевидна связь между застенчивостью и неуверенностью, также нельзя не заметить зависимость от касаний чувства безопасности и спокойствия .

Нужно серьезно отнестись к словам психологов, считающих, что если вы не довольны поведением ребенка, вы должны обязательно дать ему понять, что вас возмущает не сам ребенок, а его поступки. Иными словами, ребенку важно знать, что он любим, и любовь эта не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, то есть безусловна.

Чрезмерная дисциплина может повлиять на развитие застенчивости у детей дошкольного возраста через следующие причины:

Дисциплина часто основана на изначальной неправоте ребенка, на утверждении, что он обязательно должен измениться. Это ведет к снижении самооценки.

Пугающий авторитет родителей может перерасти в серьезный комплекс, при котором ребенок будет чувствовать страх перед любыми авторитетными лицами. Смущение в этом случае не является проявлением почитания, это проявление страха перед властью.

Основное понятие дисциплины - контроль. Чрезмерно подконтрольные дети вырастают со страхом, что потеряют контроль или что будут вынуждены контролировать сложную ситуацию.

Объектом дисциплины является человек, а не обстоятельства. А очень часто причина поведения - в обстановке или поведении других людей. Перед тем, как наказать ребенка, обязательно поинтересуйтесь, почему он нарушил одно из ваших правил .

Дисциплина не должна быть публичной. Уважайте достоинство вашего ребенка. Прилюдные выговоры и стыд, который испытывает при этом ребенок, могут усилить его застенчивость. Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение.

Лишь своим примером можно научить детей быть участливыми. Пусть они ищут причину неудач в первую очередь в обстоятельствах, а не в окружающих людях. Поговорите о том, почему тот или иной человек делает определенные безрассудные поступки, или что могло повлиять на изменение его поведения.

Как только вам захочется сказать ребенку что-то неприятное, помните о плотной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью. Это может помочь вам в преодолении импульса. Ребенку важно положительно оценивать себя.

Научите ребенка больше доверять людям. Для этого родителям важно наличие максимально близких отношений с ребенком. Дайте ему понять, что вы его любите и цените таким, какой он есть. И что есть и другие люди, которые тоже могут ценить и уважать его, если он сблизиться с ними. Безусловно, всегда найдутся те, кто обманет или предаст, но, во-первых, таких меньше, во-вторых, их рано или поздно выведут на чистую воду.

Старайтесь уменьшать время, которое вы проводили отдельно от ребенка и всегда предупреждайте его, если вы сможете уделить ему внимание. Даже минута теплой и уважительной беседы с ребенком гораздо важнее целого дня, когда вы просидели рядом, но были заняты своими делами.

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении с взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость» , можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось и поныне уделяется большое внимание. А личность, как известно, формируется и в общении. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром. Он строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них что- то новое, подражает им, общается с ними. От умения найти контакт не только взрослыми, но и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности и или, напротив, некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире.

Застенчивость же является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно, накладывает отпечаток на развитие личности. По мнению исследователей - Ф. Зимбардр, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина. Занимающихся изучением феномена застенчивости, застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно познакомится, нелегко выразить свое мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержанны, не умеют показать себя, плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно сосредоточенны на себе.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте с взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.

Отношения с другими людьми наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того как сложатся отношения в группе детского сада во многом зависит и последующий путь его личностного и социального развития, а значит его дальнейшая судьба.

Как помочь детям преодолеть застенчивость или смягчить ее проявления? Можно ли чрезмерно застенчивых ребят привлечь к коллективной деятельности сверстников, к увлекательным играм? Как это сделать?

Помочь ребенку справиться с нежелательными проявлениями, сковывающими его поведение, могут только взрослые. Следует сказать, что эта работа требует осторожности, тактичности, и конечно времени. Очень важно проявить доверие и уважение к малышу, вселить в него уверенность в собственные силы.

Такого ребенка необходимо чаще привлекать к выполнению различных поручений. Часто малыш отказывается от поручений не потому, что не желает выполнять, а потому что стесняется, например, сходить, спросить, узнать, отнести, попросить и пр. В этом случае застенчивого ребенка необходимо приобщить к какому-либо из доброжелательных сверстников или взрослых. Таким образом, поручения дети выполняют вдвоем, но при этом застенчивый ребенок непременно испытывает радость от выполнения поручения. Застенчивый ребенок в паре с партнером в игровой, бытовой, трудовой деятельности как бы заимствует способы общения у напарника, меньше робеет и стесняется, нежели в большой группе общения.

Действенным приемом приобщения застенчивого ребенка к коллективным занятиям является включение их в совместную деятельность с младшими детьми. Маленькие дети рады тому вниманию, которое проявляют к ним старшие дети.

Застенчивый ребенок, старший по возрасту, выступает в роли покровителей, и это сказывается благоприятно на осознании им своего «я» . Оказывается в положении старшего, обучающего и помогающего, застенчивый ребенок, не только с желанием заботиться о младшем, но и получает удовлетворение от общения с малышом, но и проявляет многие коммуникативные умения - он может начать разговор, игру, предложит заняться чем-либо, которых в общении со сверстниками он проявлять не может.

Таким образом, главный принцип, которого следует придерживаться в работе с застенчивыми детьми – это изменение позиции в отношении к окружающим, включение его в систему положительных отношений в группе.

Смущение может расцениваться в качестве добровольного лишения себя свободы. Это похоже на тюрьму, когда заключенных лишают права на свободу слова, свободу общения и т.д. Большинство людей, так или иначе, испытывает стеснение. Оно является определенным естественным защитным устройством, которое позволяет оценить возможные последствия того или иного поступка до его совершения. Обычно застенчивость у детей идет наряду с низкой самооценкой. Даже не считая того, что застенчивым детям под силу оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны. Одна из причин низкой самооценки - чересчур высокие требования к себе. Они все время немного не дотягивают до уровня, который сами от себя требуют.

Идеальные отношения родителей и детей должны развивать у детей дошкольного возраста индивидуальность, твердую уверенность в собственной значимости. Когда любовь дарится не безвозмездно, если она предлагается в обмен на что-либо, например на «правильные» поведение, то ребенок каждым своим поступком будет подавлять собственное «я» и самоуважение. Посыл таких отношений с ребенком очевиден: ты хороший ровно настолько, насколько значительны твои достижения, и ты ни за что не прыгнешь выше своей головы. Вот так чувства любви, одобрения и признания делаются потребительскими товарами, которые можно выторговать в обмен на «хорошее поведение». И самое ужасное - при самом незначительном проступке можно их лишиться. А неуверенный, стеснительный человек воспринимает такой порядок вещей за абсолютно нормальный: он якобы не заслуживает лучшего. Тогда как человек, которому дарят безусловную любовь, даже после нескольких неудач не теряет веры в свою первичную ценность.

Источники застенчивости у детей дошкольного возраста

Часть психологов считает, что застенчивость генетически обусловлена. Уже в первые недели жизни дети эмоционально отличаются друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позднее эти особенности могут прорасти и превратиться в устойчивые модели поведения. Дети с необычайно чувствительной нервной системой все принимают близко к сердцу. Соответственно вырабатывается чрезвычайно осторожный подход ко всему и постоянная готовность отступить.

Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения. Деткам, любящим улыбаться, чаще улыбаются в ответ. Их чаще носят на руках, чем это делают с угрюмыми или спокойными детьми. Есть множество изначальных причин развития застенчивости, вытекающей из детских эмоций, а также из того, как эти эмоции воспринимаются конкретной личностью. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, дети скорее всего вырастут застенчивыми.

Исследование показало, что страна с самым широким распространением стеснения и застенчивости среди детей дошкольного возраста - Япония, где 60% опрошенных считают себя застенчивыми. Чувство стыда принято использовать для корректирования поведения отдельных лиц согласно общепринятым нормам поведения. Японцы вырастают глубоко убежденными, что у них нет прав хоть немного дискредитировать свою семью. В Японии весь груз ответственности за неудачи ложится исключительно на плечи самого ребенка, а вот за успехи благодарят родителей, учителей, тренера. Такая система ценностей подавляет в человеке задатки предприимчивости и инициативности. В Израиле же, например, дети воспитываются абсолютно противоположным образом. Любые достижения приписываются исключительно способностям ребенка, в то же время как неудачи сваливают на неверное воспитание, неэффективное образование, несправедливость и т.д. Иными словами, действия поощряются и стимулируются, а неудачи не наказываются строго. Израильские дети ничего не теряют в результате поражения, а в результате успеха - получают награду. Так почему же не попробовать? Японские дети, наоборот, ничего не выиграют, а вот потерять могут много. Поэтому они всегда сомневаются и пытаются не рисковать.

Основные причины застенчивости

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию. Ниже приводится перечень категорий людей и ситуации, которые могут вызвать подобную реакцию.

Люди, которые вызывают застенчивость:
1. Незнакомые
2. Авторитетные личности (через свои знания)
3. Представители противоположного пола
4. Авторитетные личности (через свое положение)
5. Родственники и иностранцы
6. Люди старшего возраста
7. Друзья
8. Родители
9. Братья и сестры (наиболее редко)

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают люди, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес.

Обстоятельства, которые вызывают застенчивость:

  1. Нахождение в центре внимания большой группы людей, например выступление на утреннике
  2. Более низкий статус, чем у окружающих
  3. Ситуации, которые требуют уверенности в себе
  4. Новые обстоятельства
  5. Ситуации, требующие оценки
  6. Слабость, необходимость помощи
  7. Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  8. Светская беседа
  9. Нахождение в центре внимания небольшой группы людей
  10. Необходимость деятельности в ограниченном кругу людей

Застенчивые дети всегда сильно волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-то действия в незнакомых обстоятельствах, где имеют место критические высказывания других людей, которые излишне требовательные и влиятельные.

Как помочь застенчивому ребенку?

Психологи говорят о трех основных «родительских» моделях поведения. Они описываются следующим образом:
пример либеральной модели - ребенок получает столько свободы, сколько он в состоянии принять;
пример авторитарной модели - свобода ребенка ограничивается, главным достоинством является послушание;
пример авторитетной модели - идет полное управление деятельностью ребенка со стороны родителей, но лишь в разумных и конструктивных рамках.

Результаты исследований показывают, что желательной и наиболее эффективной является авторитетная модель. Она способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе, а значит, является наиболее эффективной в излечении детской застенчивости. Несмотря на общее мнение, применение очень четкого либерализма в воспитании не развивает уверенность в себе. У либеральных родителей часто отмечается невнимательность к ребенку, они не считают нужным вырабатывать основные линии его поведения. Они часто «грешат» непоследовательностью в воспитании, из-за этого у детей может возникнуть чувство, что родителей не интересуют их чувства и проблемы, что они родителям вовсе не нужны.

Другая крайность касается авторитарной модели воспитания. Выбравшие эту модель родители также уделяют детям мало внимания, когда имеется в виду безусловная любовь и забота. Они ограничиваются лишь удовлетворением всех физических потребностей. Их в первую очередь волнуют такие аспекты воспитания, как руководство и дисциплина, однако они совершенно не заботятся об эмоциональном здоровье детей дошкольного возраста. Авторитарным родителям важно то впечатление, которое их дети производят на окружающих людей. Для них это даже важнее внутрисемейных отношений. Они абсолютно уверены, что формируют из ребенка «настоящего человека», не понимая, что приходят к обратному.

Особенность авторитетной модели воспитания в том, что при ней с одной стороны есть наличие родительского контроля, но с другой - идет развитие ребенка как личности. У таких родителей есть четкое представление о том, на что способен ребенок, они часто проводят с ним доверительные беседы и прислушиваются к тому, что отвечает ребенок. Таким родителям не страшно менять правила игры, когда новая обстоятельство вынуждает их действовать иначе.

Перед тем, как переходить к описанию того, как вести борьбу с застенчивостью у детей дошкольного возраста и воспитать открытого, эмоционально восприимчивого и при этом не стыдливого ребенка, хочется отметить один нюанс. Возможно, вы, как родители, будете вынуждены в первую очередь поменять себя. От вас может потребоваться полное изменение атмосферы в доме, чтобы она не способствовала развитию застенчивости у ребенка.

Тактильный контакт

Так же, как очевидна связь между застенчивостью и неуверенностью, также нельзя не заметить зависимость от касаний чувства безопасности и спокойствия. Если даже вам не доводилось делать это раньше, начните сейчас баловать своих детей. Целуйте их, демонстрируйте свою любовь. Прикасайтесь к ним с нежностью, гладьте по голове, обнимайте.

Разговор по душам

Было доказано, что дети раньше начинают говорить правильно и выразительно, если мама с самого рождения много разговаривала с ними. Дети же, чьи мамы просто молча выполняют свои обязанности, говорят плохо, у них малый словарный запас. Если даже ваш малыш слишком мал, чтобы понимать что-либо - говорите с ним. Так вы заложите в него определенную программу коммуникативности. Когда ребенок начнет говорить самостоятельно, его тяга к общению будет зависеть от того, насколько вы его слушаете и отвечаете ли ему.

Пусть ребенок свободно выражает свои мысли и чувства. Позвольте ему свободно говорить о том, что ему хочется, что нравится, а что не очень. Позвольте иногда выплеснуть свой гнев. Это крайне важно, так как в основном застенчивые люди не умеют правильно себя вести во время приступов гнева. Не позволяйте ребенку накапливать эмоции внутри себя, пусть он учится отстаивать свои права. Научите его выражать свои чувства напрямую, например: «Мне грустно» или «Мне хорошо» и т.д. Поощряйте ребенка на разговоры, но не принуждайте участвовать в них.

Безусловная любовь

Нужно серьезно отнестись к словам психологов, считающих, что если вы не довольны поведением ребенка, вы должны обязательно дать ему понять, что вас возмущает не сам ребенок, а его поступки. Иными словами, ребенку важно знать, что он любим, и любовь эта не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, то есть безусловна.

Дисциплина с любовью и пониманием

Чрезмерная дисциплина может повлиять на развитие застенчивости у детей дошкольного возраста через следующие причины:

  1. Дисциплина часто основана на изначальной неправоте ребенка, на утверждении, что он обязательно должен измениться. Это ведет к снижении самооценки.
  2. Пугающий авторитет родителей может перерасти в серьезный комплекс, при котором ребенок будет чувствовать страх перед любыми авторитетными лицами. Смущение в этом случае не является проявлением почитания, это проявление страха перед властью.
  3. Основное понятие дисциплины - контроль. Чрезмерно подконтрольные дети вырастают со страхом, что потеряют контроль или что будут вынуждены контролировать сложную ситуацию.
  4. Объектом дисциплины является человек, а не обстоятельства. А очень часто причина поведения - в обстановке или поведении других людей. Перед тем, как наказать ребенка, обязательно поинтересуйтесь, почему он нарушил одно из ваших правил.

Дисциплина не должна быть публичной. Уважайте достоинство вашего ребенка. Прилюдные выговоры и стыд, который испытывает при этом ребенок, могут усилить его застенчивость. Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение.

Научите ребенка терпимости

Лишь своим примером можно научить детей быть участливыми. Пусть они ищут причину неудач в первую очередь в обстоятельствах, а не в окружающих людях. Поговорите о том, почему тот или иной человек делает определенные безрассудные поступки, или что могло повлиять на изменение его поведения.

Не клеймите ребенка

Как только вам захочется сказать ребенку что-то неприятное, помните о плотной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью. Это может помочь вам в преодолении импульса. Ребенку важно положительно оценивать себя.

Доверие

Научите ребенка больше доверять людям. Для этого родителям важно наличие максимально близких отношений с ребенком. Дайте ему понять, что вы его любите и цените таким, какой он есть. И что есть и другие люди, которые тоже могут ценить и уважать его, если он сблизиться с ними. Безусловно, всегда найдутся те, кто обманет или предаст, но, во-первых, таких меньше, во-вторых, их рано или поздно выведут на чистую воду.

Уделяйте детям внимание

Старайтесь уменьшать время, которое вы проводили отдельно от ребенка и всегда предупреждайте его, если вы сможете уделить ему внимание. Даже минута теплой и уважительной беседы с ребенком гораздо важнее целого дня, когда вы просидели рядом, но были заняты своими делами.

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

Содержанием взаимодействия педагога с родителями застенчивых детей является забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, статусного положения ребенка в группе сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах его развития, особенностях характера и учета их в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированны на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.

К сожалению, многие воспитатели не учитывают индивидуального подхода в работе с такими детьми. Общаясь с детьми, воспитатели практически не используют педагогические принципы работы с застенчивыми детьми: проявление безусловной любви; педагогической поддержки; апелляции к достоинству; опоры на положительное в ребенке; уважения личности застенчивого ребенка и др.

Воспитатель не создает детям ситуации успеха как основы личностного развития застенчивого ребенка, практически не использует ни одного приема по организации успешной деятельности ребенка. Если у ребенка что-то не получается, чаще всего воспитатель доделывает это за него или показывает, как нужно сделать. Оценка результатов продуктивной деятельности детей не всегда проводится профессионально. Чаще воспитатель отмечает, например, красивые рисунки или работы детей, хвалит их, нередко оставляя без внимания работы застенчивых детей. Нередко можно услышать сравнительные оценки, что хорошо удалось выполнить, а что – плохо и если ребенок в следующий раз постарается, то получится лучше. Нередко это еще больше усугубляет положение застенчивого ребенка в группе детей.

  1. Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии.
  2. Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
  3. Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
  4. Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.
  5. Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.
  6. Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
  7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.
  8. В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.
  1. Принять его таким, каков он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите «тепличного» человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
    Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.
  7. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  8. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
  9. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
  10. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  11. Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  12. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.