Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Сущность и проблемы интернационального воспитания Содержание уровни и формы интернационального воспитания молодежи

Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко обострили межнациональные взаимоотношения между людьми, тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Несмотря на то, что малышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга, все-таки, несмотря на присущий детям интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми.

Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением народа на земле.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность.

Однако не следует игнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментовать отсутствие таковой в детской группе. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высокий дар человека.

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям. Нельзя обойти вниманием явление мирового масштаба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни.



Остатки старой культуры в виде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.

Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример педагога: он, будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ практического воплощения этической идеи интернационализма.

8. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач деятель­ности образовательного учреждения. Решая проблему гражданс­кого воспитания учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлени­ям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных со­циальных групп и личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничес­кое проявление патриотических чувств и культуру межнациональ­ного общения. Становление гражданственности как качества лич­ности определяется не только субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры общества. Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Сознание выражающей интересы общества и личности в разреше­нии внутри- и внешнеполитических проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Содержание гражданского воспитания в школе и семье опре­деляется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнацио­нального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. Проявлением высокого уровня культу­ры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающего равенство и сотрудничество всех наро­дов. Оно противопоставлено национализму. В пат­риотизме заложена идея уважения и любви к своей стране, к соотечественникам, в интернационализме - уважения к Дру­гим народам и странам, солидарности с ними. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой роди­не - своим родным местам, воспитания готовности к защите ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братс­ких, дружественных отношений с представителями других стран и народов. Важную роль в патриоти­ческом воспитании играет организация работы по изучению Госу­дарственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Деятельность учителей, классных руководителей, родителей направляется на расширение у учащихся круга знаний, позволя­ющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотиз­ма и интернационализма. Большую роль в воспитании патриотиз­ма и интернационализма играют учебные предметы гуманитарно­го и естественного циклов.



Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к родине. Формированию культуры межнациональ­ного общения способствует изучение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру стран изучаемого языка, тради­ции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в об­ласти науки, техники, культуры (из жизни выдающ.людей этих областей).

Психология : самосознание в аспекте установок, потребностей. 3 компонента:-позновательный, поведенческий, эмоциональный. Человек должен знать о своей родине, знания должны сопровождаться эмоциями и проявлении в поведении. 1.влияние через семью.2.через школу. Компоненты: осознаваемые (знания), неосознаваемые (эмоции.). человек есть потребность в принадлежности к стране, государству(какой-л.гр.), чувство защищенности.

Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности. Методы воспитания: сущность и классификация.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы - механизмы, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод состоит из методических приемов. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания : методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Выбор методов воспитания : Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффектив­ным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих вы­бор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены сле­дующие:1)Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.2) Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. 3) Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста вос­питанников. 4)Уровень сформированности коллектива (класса): гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. 5) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы - лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. 6) Условия воспитания: к ним, кроме материальных, психофи­зиологических, санитарно-гигиенических относятся и отноше­ния, складывающиеся в классе - климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.7) Средства воспитания: методы воспитания становятся сред­ствами, когда выступают компонентами воспитательного процес­са. 8) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми владе­ет. 9) Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.10) Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспита­тель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо пред­видеть, к каким результатам приведет применение метода.

Психология: Ситуации: проблемные (решаемые по шаблону, по привычке), проблемные (какой метод выбрать?)-препод-ль должен проанализировать и разрешить ситуацию. Принципы: конструктивности, -совместной ответственности за решенную ситуацию.

1

¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬В статье рассматриваются актуальные вопросы интернационального и поликультурного воспитания детей и подростков. Представлены различные точки зрения на сущность понятий интернационального и поликультурного воспитания. Автором представлен практический опыт применения различных форм работы и методических приёмов. Обоснована необходимость тщательного отбора содержания образовательных программ по иностранному языку в современных условиях интернационализации образования. Проведён анализ основных ценностных ориентиров студентов первого курса медицинского университета. Раскрывается содержание различных форм работы со школьниками и студентами, способствующих формированию умений межкультурной коммуникации, развитию и воспитанию толерантной личности в современном образовательном и культурном пространстве школы и вуза. Автор подчёркивает значимость обращения к культурно-историческим достижениям разных народов для достижения цели образования.

Цель образования

межкультурная коммуникация

ценностные ориентиры

иностранный язык

интернациональное и поликультурное воспитание

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – 2000.

2. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2008. - № 5. - URL: www..12.2015).

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.

4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. - 2013. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru.

6. Каргапольцева Н.А. Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы // Вестник Оренбургского государственного университета (Вестник ОГУ). - 2013. - № 11. - С. 231-233.

7. Колобова Л.Н. Некоторые аспекты поликультурного образования // Вестник ОГУ. - 2011. - № 12. - С. 188-191.

8. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М., 1999. – 343 с.

9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.

10. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - Лань, 1999. - 528 с.

Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности и других общественно значимых качеств личности, является одной из важнейших задач общества и государства, которые приобретают всё большее значение на современном этапе развития общества.

Интеграция подрастающего поколения в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений - это социально значимые задачи, которые определены правительством в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2009), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы», федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Решение поставленных перед образовательными учреждениями задач требует создания таких условий, которые позволяли бы школьникам и студентам постигать культурные ценности, традиции, нормы, обычаи и образцы поведения своего и других народов, а также получить позитивный опыт межкультурного общения и взаимодействия. Создание эффективной социальной среды для развития у детей и подростков интернациональных чувств и навыков поведения является задачей семьи, школы, общества и государства.

Важным является стимулирование внутреннего, духовного роста школьников и студентов, воспитание уважения к старшему поколению, формирование ценностных ориентиров детей и подростков. Ценностные ориентиры определяются многими учёными как моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности .

Качественное образование - одна из важнейших жизненных ценностей. Хорошее образование является не только гарантом успешного трудоустройства и достижения материального благосостояния, но и, самое главное, дает молодому человеку направление и стимул для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования не только в профессиональном плане, но и для формирования себя как высоконравственной, толерантной личности, умеющей отстаивать свои взгляды и убеждения, уважая и учитывая в то же время взгляды и убеждения других людей, представителей разных национальностей и разного вероисповедания.

Образование — это та область социокультурной жизнедеятельности человека, где совершается становление духовно зрелой, высоконравственной личности, способной отстаивать общечеловеческие, общекультурные ценности. Образование немыслимо без воспитания. И воспитание должно быть целенаправленным.

Воспитание в широком смысле - система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле - целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. В практическом плане воспитание предполагает включение индивида в деловое и межличностное общение, игру, учебную и профессиональную деятельность и другие виды социальных отношений. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; способствует самореализации человека, достижению общественного идеала .

В настоящее время все большую необходимость приобретает формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их успешную социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности и толерантности.

Н.А. Каргапольцева считает, что логика развития общества, связанная с обогащением сферы социальных связей в условиях расширения доминирующих тенденций ценностно-смыслового единства человеческого сообщества, неизбежно повышает значимость социально организованного, планового компонента социализации, ее собственно воспитательной части. Рассматривая интегрирующие основания единства социализации и воспитания, автор отмечает тот факт, что совпадение интересов отдельных личностей с интересами общества ведет к постепенному подчинению, естественно, в каких-то основных своих сторонах, стихийных, неуправляемых сил социализации педагогической воле и разуму человека .

В течение многих веков наша страна формировалась и развивалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Конечно, большое значение для сближения разных народов и национальностей, населяющих нашу страну, имела проводимая Советским государством национальная политика, и особенно в период после Второй мировой войны. И хотя можно много спорить о роли, достоинствах и недостатках политики, проводимой Советским государством во второй половине ХХ века, но всегда следует помнить и о достижениях как в области науки, экономики, так и в сфере общественных отношений. В результате постоянного и целенаправленного взаимодействия государства, партии (в то время единственной в стране), системы образования, учреждений культуры и общественных организаций развивались дружеские, братские отношения между республиками, между представителями разных народов и национальностей, малых и больших. Эти дружеские, братские отношения были одним из приоритетов национальной политики внутри страны и по отношению к развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и, конечно, по отношению к странам Восточной Европы. Практически во всех школах и во многих вузах создавались клубы интернациональной дружбы, проводились фестивали, самыми значимыми из которых были фестивали молодёжи и студентов. Словосочетание «дружба народов» было привычным, естественным, оно звучало повсюду: в названиях улиц и площадей, дворцов культуры и спорта. Президиумом Верховного Совета СССР в 1972 году был учреждён орден Дружбы народов, которым награждали отдельных граждан, предприятия, учреждения культуры, общественные организации и даже города за большие заслуги в развитии братской дружбы и сотрудничества между народами социалистических стран, укреплении мира, дружественных отношений между народами. Интернациональное воспитание школьников и студентов всегда шло рядом с патриотическим и трудовым воспитанием.

В современной литературе интернациональное воспитание определяется как:

- воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремления к национальной консолидации. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры ;

Формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления интернационального сознания учащихся занимает содержание образования (изучение истории, литературы, правовых основ и др.) ;

Целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувств дружбы, равенства и взаимопомощи народов ;

Воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания .

На основании этих определений можно сделать вывод, что основными принципами интернационального воспитания учёные считают воспитание культуры межнационального общения, терпимости (толерантности) к национальным особенностям других людей, уважения к культурным ценностям разных народов и национальностей.

Проблема интернационального воспитания не только не потеряла своего значения в начале ХХI века, но и становится всё более актуальной в связи с усилением процессов глобализации в экономике, интеграции во всех областях общественной жизни, миграции больших групп населения. Педагоги и психологи придают большое значение анализу опыта советской педагогики в плане организации интернационального воспитания школьников и студентов (Ф.Н. Алипханова, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, В.А. Караковский, Ю.А. Карташов, Л.Г. Куц, А.А. Магомедов, В.Н. Никитенко, Л.А. Степашко, С.А. Шевченко, Е.А. Ямбург и другие).

В середине и в конце прошлого века в нашей стране интернациональное воспитание являлось наравне с гражданским, трудовым, патриотическим, нравственным обязательным компонентом всех воспитательных программ. В 80-е годы вследствие усиливающихся процессов глобализации и интеграции во всём мире педагоги заговорили уже о поликультурном воспитании детей и подростков, а затем о поликультурном образовании.

Определение «поликультурное воспитание» появилось в педагогике во второй половине ХХ века (1977). В нашей стране в настоящее время проблеме поликультурного воспитания подрастающего поколения посвящают свои работы Г.В. Безюлёва, И.С. Бессарабова, В.С. Библер, М.Б. Богус, В.П. Бондаревская, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, И.И. Зарецкая, Л.Н. Колобова, В.Г. Крысько, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.А. Омарова, Л.Л. Супрунова, О.Г. Ултургащева, Е.В. Фалунина, С.А. Шевченко, Г.М Шеламова, С.Н. Юдакина и другие.

Поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов разных национальностей и этнических меньшинств и предусматривает:

Адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;

Ориентацию на диалог культур;

Отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов .

Бессарабова И.С. даёт подробное обобщённое определение и подчёркивает, что поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоение знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе .

Поликультурный компонент в воспитательной системе любого образовательного учреждения в настоящее время жизненно необходим, и особенно в нашей многонациональной стране. Нарастание немотивированной агрессии в обществе, особенно среди молодёжи и подростков, вызывает обеспокоенность педагогов, психологов, социологов, политологов.

Особое место в воспитании детей и подростков занимают гуманитарные науки, и в частности изучение детьми иностранных языков. Этот предмет непосредственно направлен на развитие личности ребёнка, на знакомство с другими культурами, на формирование умений межкультурной коммуникации.

Учёные, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, отмечают, что именно личность признаётся в современной лингводидактике как ценность, и при этом особую значимость приобретают такие категории, как личностный опыт, эмоции, мнения, чувства. Гальскова Н.Д. делает вывод, что это даёт основание увязывать иноязычное образование не только с «присвоением» обучающимся определённой совокупности иноязычных знаний, умений и навыков, но и с изменением его мотивов, отношений, личностных позиций, системы ценностей и смыслов. В этом и состоит, как считает Н.Д. Гальскова, основная цель иноязычного образования на современном этапе его развития .

Образовательные учреждения не только дают необходимые общие и профессиональные знания, но и транслируют социокультурные ценности, формируют стереотипы поведения, умения и навыки межкультурной коммуникации, способствуют формированию интернационального, поликультурного самосознания личности. В связи с этим особое внимание следует уделять содержанию учебных программ по каждому предмету, и по иностранным языкам особенно. Здесь важно не только знакомить школьников и студентов с географическим положением, культурой, политикой и особенностями страны изучаемого языка, но и формировать толерантное отношение ко всем людям независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи. Учебный предмет «Иностранный язык», изучаемый в школе и вузе и направленный на формирование межкультурной компетенции, обладает способностью создавать и изменять стереотипы и ценностные ориентации. В силу своих возрастных и психологических особенностей дети и подростки достаточно легко усваивают внушаемые им стереотипы поведения и общения, особенно если внушением занимаются профессионалы.

В нашем многонациональном вузе обучаются представители практически всех наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации, а также студенты из ближнего (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.) и дальнего зарубежья (Индия, Гана). В университете, и особенно на кафедре иностранных языков, сложилась определённая система работы по интернациональному и поликультурному воспитанию студентов. Большое внимание уделяется лингвострановедческому аспекту при изучении иностранных языков. Ежегодно проводятся викторины о странах изучаемого языка, лингвострановедческие конференции, студенты работают над проектами по изучению особенностей той или иной страны. Изучение культуры и традиций других стран, знакомство с достижениями в области медицины не только мотивируют студентов к более глубокому изучению социокультурных реалий своей страны с целью выявления сходств и различий, но и развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует готовность и умение понимать и принимать ценности других культур.

С целью определения ценностных ориентиров молодых людей мы провели анонимное анкетирование студентов первого курса нашего университета, не только проживающих в России, но и иностранных студентов, приехавших из Индии и стран ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). На вопросы анкет отвечали 78 студентов первого курса. 67% опрошенных на первое место поставили получение высшего образования и перспективную работу, самореализацию в профессии; 17% - упорную работу, помощь старшим, бедным и благодарное отношение к Богу (в основном это студенты из Индии, что наводит на размышления о цели и задачах воспитательной работы у нас в России и результатах такой работы); 16% - вопросы досуга (игры, фильмы, чтение книг, общение с друзьями). Помимо названных тем, 5 студентов (российских) также интересует (беспокоит) отношение к ним родителей и сверстников, наличие гаджетов и других атрибутов достатка.

Анализ анкет позволяет сделать вывод, что основные ценностные ориентиры студентов первого курса нашего университета (молодые люди в возрасте 18-23 года) направлены на получение высшего образования и самореализацию в профессии. Разумеется, ценностные ориентиры будут иметь некоторые отличия в зависимости от возраста, уровня образования, но главное, на них они оказывает самое большое влияние семья, родители и другие близкие люди.

Цель образования в современных условиях, как считает Л.Н. Колобова, можно бы сформулировать как социальный феномен уникального сочетания мировых образцов знания и культуры собственной, участие в развитии мировой культуры, в диалоге с ней, развитие поликультурного образования, обеспечивающего равноправие и содружество всех наций и народов .

На современном этапе развития общества эта цель может быть достигнута только во взаимодействии семьи, образовательных учреждений, общества и государства. Необходимо также в большей степени использовать средства массовой информации для освещения культурно-исторических достижений разных народов с целью воспитания уважения к культурным ценностям, традициям разных народов и национальностей. Обращение к культурно-историческим достижениям разных народов способствует более глубокому пониманию истории, культуры, самобытности своего народа, способствует формированию интернационального самосознания, развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует готовность и умение понимать и принимать ценности других культур и народов.

Библиографическая ссылка

Кодякова Н.В. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24562 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интернациональное воспитание

целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "интернациональное воспитание" в других словарях:

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Патриотическое и интернациональное воспитание … Российская педагогическая энциклопедия

    Интернациональное воспитание - воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального… …

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Интернациональное воспитание советских воинов - целенаправленное и систематическое формирование у воинов верности идеям пролетарского, социалистического интернационализма; часть ком иунистического воспитания. Ведётся в единстве с политическим, нравственным, правовым и эстетическим воспитанием … Словарь военных терминов

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… …

    Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи (См. Семья) и семейного уклада. Главная и общая задача С. в. подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная усвоение ими… … Большая советская энциклопедия

    Военно-патриотическое воспитание - ВОÉННО ПАТРИОТИ́ЧЕСКОЕ ВОСПИТÁНИЕ, одно из важнейших направлений в деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию у сов. народа, прежде всего молодёжи, готовности и способности к защите… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Интерсоциальное воспитание - учащихся есть воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентации на основе понимания общности жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие - «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.

Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.

В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

"