Национальный ханты праздник "вороний день". Вороний день: почему ханты поклоняются вороне Легенды о вороне

Заставка праздника.

Вороний день - любимейший праздник обских угров, он широко отмечается во всех национальных посёлках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Серая ворона одна из первых перелетных птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. В это время в нашем округе еще лежит снег. Наши предки проводили с прилетом птиц Обряд угощения вороны. Под влиянием христианства Вороний день стали проводить во вторую субботу апреля, в Благовещение. Название праздника по-мансийски звучит Урин эква хотал, по-хантыйски Вурнга хатл.

Главная цель проведения праздника – создание особой доброжелательной атмосферы для детей. Этот день помогал настроиться на новый период в жизни, на ожидание лучшего. Ворона, прилетая на север, приносит людям вести о приходе весны.

Этот праздник считается праздником детей и женщин, он связан с зарождением новой жизни. У народов ханты и манси в детские берестяные люльки насыпается крошка прелой бересты, которая впитывает в себя влагу. Использованную крошку высыпают в определенном месте под деревом. Прилетающие вороны, сидя на этих кучках, греют свои лапки.

В фольклоре манси есть песня вороны, в которой повествуется о ее путешествиях в дальние страны. В своей песне ворона желает женщинам родить побольше счастливых мальчиков и девочек для того, чтобы по возвращении с дальних стран она смогла отогреть свои лапки на кучках использованной березовой трухи.

В этнографическом музее по открытым небом «Торум Маа» праздник «Вороний день» проводится ежегодно на протяжении 10 лет. С 2012 года является Праздником автономного округа «День коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Вороний день».

Проведение праздника – это не только повод для встреч носителей традиционной культуры народов ханты и манси, но и зрелищное представление, на котором интересно и образно донесена идея праздника.

На празднике чествуют семьи, в которых в течение года появились новорожденные.

Традиционно для детей проводятся игры на свежем воздухе, соревнования по традиционным видам спорта, различные конкурсы. Каждый участник получает приз.

Песня Вороны
(Попова С.А. 2003. – С. 174).

Тётушка, тётушка, тётушка,
[Где] земля Сибирь расположена
[Туда] тётушка направляется.
Бегущим облаком,
Шагающим облаком
Тётушка летит.
Тётушка, тётушка, тётушка!
За много дней до моего прибытия,
За много [мною] идущих дней
Счастливые женщины
Счастливыми мальчиками-девочками
Пусть обзаводятся,
Девочек – мальчиков пусть качают [убаюкивают].
С далеких мест шедшие руки,
Руки отогрею.
С далеких мест шедшие ноги,
Ноги отогрею.
Тётушка, тётушка, тётушка!
По наказу Верхнего бога батюшки
В теплой стороне живу
В гуще девочек-мальчиков счастливых гнезд.
В Сибирь вить [гнезда] летаю.
Девочек растить,
Мальчиков растить

Вот и ворона прилетела к своим гнездам.

Дети читают стихи о весне.

Вороний день-праздник весны, любви и встреч. Воронец (Вороний праздник)-светодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев божественную кару, как бы указывая на нечестивца: - Вор, он! Вор, он!

Мудрым же людям Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»

Так же в этот день замечают, что вороны купают своих детей. В деревнях о сию пору хозяйки варят кашу, кладут её на сковородку и выносят во двор. Там переворачивают сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекает сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

Не зря у наших Предков было особое почтительное отношение к этой благородной птице. ВОРОН-птица вещая, верный спутник Бога-Управителя. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия в Великую Сваргу и сообщает душам-навьям о том, каких высоких целей они достигли в своем духовном и душевном развитии и в выполнении жизненного предназначения.

Если Боги решают, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к душе умершего человека своего помощника-Ворона.

Ворон-хранитель живой и мертвой воды, дает возможность душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело. В мире Яви про такого человека говорят: "Он пережил клиническую смерть" или "Он вернулся с того света". Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.

Сей праздник в исконных традициях других народов

Башкиры по воссозданной традиции каждую весну с прилетом грачей отмечают праздник «Воронья каша». Это было так давно, что историю этого гулянья уже почти никто не помнит. Однако сейчас после введения «Закона о языках» с новой силой стали чтить культуру и традиции своего народа. Башкирская легенда гласит, что когда-то давным-давно птицы при неизвестных обстоятельствах (скорее всего, указали на приход тепла после долгой зимы – прим. автора) спасли людей от неминуемой смерти. С тех пор их принято чтить и уважать.

Центровое место в празднике занимает та самая «воронья каша». Стол должен быть накрыт только национальными башкирскими блюдами. Это чак-чак, кумыс, творог, а еще обязательно должны быть мед и масло. После праздника остатки еды нужно оставить на земле для птиц. Это угощение – дар человека в знак благодарности за спасение людей.

Сибиры отмечают в это время Карга туй. Это древний весенний праздник сибиров входивший в комплекс новогодних праздников (Наурус, Цым, Карга туй). Проводился он во время весеннего перелета птиц. Молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Заранее договаривались, кто принесет: крупу, масло и молоко.

В хороший солнечный день варили кашу. После этого забирались на крышу дома и там дружно съедали. Специально оставляли кашу и для ворон. Когда оставляли кашу воронам говорили:

Карык карык каргалар,
Разлетаются каркуши,
Оцто утын-йаргалар
Как поленья дров
Кара каргага аш пулсын,
Черной вороне будет еда,
Ала каргага таш пулсын
А пестрой лишь камушки

Таким образом, зазывали в родные края тепло и солнце. Согласно древним поверьям вороны на своих крыльях приносили после долгой зимы тепло и пробуждение природы. Ворон у тюркских народов был священным тотемическим животным. Ворон в сказках и сказаниях представляется мудрым и добрым помощником человека. Вороны наделялись способностью внимать просьбам, предотвращать несчастья, голод, дарить дождь.

В состав сибиров-аялинцев входил род Ворона (Карга тогым). Эта птица являлась главным тотемом этого рода. Например, деревню Илле карга (50 ворон) Большереченского района Омской области основали 50 человек из рода Ворона.

Есть очень интересная легенда о происхождении аула Кускуны (Коскон – на языке сибиров тоже ворон) Тевризского района. Давным-давно, в урмане жил охотник Сянгиль-Гулюк. Он был очень метким стрелком из лука и удачливым охотником. Однажды Сянгиль-Гулюк погнался за лосем и убил его в районе нынешнего Тобольска. Там он встретился с черным вороном и поспорил с ним кто из них сильнее и выносливее. Они договорились, что охотник без передышки будет бежать на лыжах, а черный ворон без передышки лететь. Кто первым сядет передохнуть, тот и проиграл. Две недели без передышки летел ворон, но все же он не выдержал и замертво упал на месте теперешнего аула Коскон. Во времена Кучум хана туда переселились четыре семьи каракалпаков. Сянгиль-Гулюк сказал, чтобы они назвали свой аул Коскон в честь упавшего ворона.

Почитание ворона широко распространено среди народов Севера и Северной Америки, что говорит о древней связи между их предками.

Воронец по своей внешней сути этот праздник очень сильно перекликается с «закличками Весны», являясь своего рода «откликом» на них-встречей первых птиц–гонцов Весны. Точной датировки у праздника нет в связи с большим разбросом климатических условий, которые также меняются год от года. Наиболее выражены даты–это 7 и 14 апреля.

Сибиры аборигенное население Западной Сибири. Самоназвание народа сыбырлар. В научной среде используется термин сибирские татары. Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Томской областях. В Пермской, Свердловской и Челябинской областях сибиры подверглись большому влиянию со стороны башкирской и татарской нации. Общая численность сибиров–около 200 тысяч человек.

Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны ворону.

С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере. Ворон-символ жизни, вестник весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое–то затяжная.

В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу–Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. У чума уже выставлены скульптуры добрых духов, их во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. Принося в жертву оленя богам, они тем самым просят у них понимания, милости и благополучия. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.

Вороний день–это древний праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели–мужчины, к березе–женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!» По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. славяне считают, что ворон, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре ворона с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворон ему ответил: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки». Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать ворону.

Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила людей о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот–пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
В ирландских мифах вороны считаются символом плодородия, но также покровителями воинов и символом жестоких битв. У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели. В английских сказаниях говорится о воронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что вороны ревностно охраняют могилу своего друга, а когда они улетят, наступит конец света. В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра.

Огромные черные вороны живут в крепости и сейчас. Их всего шесть, и по приказу монархов за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия. В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках. Впрочем, пока что таэурские вороны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются–да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов.

Цели и задачи:

1. Привитие интереса к традициям коренных народов Севера;

2. Привитие интереса к национальным играм;

3. Развитие кругозора детей;

4. Развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;

Место проведения:

Д. Усть - Войкары. Праздник проводится на свежем воздухе с приготовлением ухи на костре, чаепитием с конфетами и печеньем, блинами.

Участники: взрослые и дети

Оборудование:

Магнитофон и аудиокассета с записью хантыйских мелодий;

Национальный костюм ханты, костюм вороны;

Сувенир-оберег «Ворона»

Разноцветные ленточки для обряда;

Веточки березы;

Спортивный инвентарь:

Мячи 2 шт.

Обручи 2 шт.

Канат 1 шт.

Санки 2 шт.

Коробки 2 шт. Ход мероприятия

Сегодня праздник мы встречаем!

Вороний день – весны приход!

И вместе зиму провожаем,

И тает снег, уходит лед…

И в воздухе весны напевы:

Звенят ручьи, птенцы звучат…

Ворона – признак весны первый!

Вороне в тундре каждый житель рад!

Выставка ДПИ «Северный калейдоскоп» работы

Коневой Р.А. и АртанзеевойН.Ф.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на традиционный ханты праздник «Ворна хатл», что в переводе означает «Вороний день». Раз ханты праздник, то давайте и поздороваемся мы друг с другом по ханты обычаю. Трижды кланяемся, поворачиваемся «по солнцу». Сейчас, ребята и гости мы проведём обряд окуривания чагой. Этот обряд проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего. Проводится обряд окуривания.

МОЛИТВА ПРИ ОКУРИВАНИИ:

Все нечистые духи, злые духи,

Выходите, выходите,

Добрые духи, оставайтесь,

Займите самые заветные места:

Углы в нашем доме, жилище,

Для вас всегда есть место у нас,

Детей наших берегите,

Спасите от бед и несчастий.

Ведущий: У коренных жителей из весенних праздников он считается одним из самых ярких. Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни.

Ведущий: Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские Угры связывают прародительницу Калтащ Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.

По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде. Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер. Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!

По тому, какой погода будет 7 апреля, предсказывалась погода на 40 последующих дней. Если будет северный ветер, то до настоящего тепла пройдёт 40 утренников. Так что запомните, какой будет погода 7 апреля 2016г.

Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит». Сегодня мы собрались на праздник встречи весны, чтобы радоваться и веселиться, встречать весну и вестницу её – ворону.

Ведущий: Дорогие друзья! Вы не заметили – не хватает самого главного персонажа нашего праздника. Кого мы ждали так долго? Кто нам весну на крылышках несёт? Кто тепло с собой приносит? Конечно, ворона!

Влетает человек в костюме Вороны со словами:

Ворона: Кар – кар! Варх - варх! Вуща, вуща, ешак хоятыет! Здравствуйте, добрые люди! «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками из их люлек я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею».

Ведущий: Здравствуй, наша гостья! Так вот ты какая, значит, ты у нас весну с собой позвала? Расскажи – ка чему посвящается твой праздник.

Ворона. Да, это я! Ворона ! Крылышки мои черные, глазки мои темные! Я всегда прилетаю самой пер вой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах родилось.

Ведущий: Праздник посвящается главной хантыйской богине – небесной Деве – матери. В этот день она принимает облик вороны. Она считается прародительницей всех людей. Она помогает детям рождаться крепкими и здоровыми, определяет продолжительность жизни каждого человека.

Ворона:

Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, скажите, весна наступила? Назовите признаки весны. (Дети называют )

Ворона:

Теперь я знаю точно, что весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?

Ведущий :

Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.

(Дети из прутиков изготавливают воронье гнездо).

Ворона:

Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.

Ворона: А теперь, друзья, я хочу, чтобы вы мне рассказали стихи и пели песни про весну. (Дети рассказывают стихи)

Ребенок 1: Здравствуй, праздничный денек!

Помним мы об этом дне!

На этот праздничный денек,

Вновь мы собрались!

Ребенок 2: Отошли с зимой морозы,

Воздух синий – синий.

Расплела берёза косы,

Словно на картине.

Ребенок 3: Днём сильнее пригревает ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают – только кверху донцем.

Ребенок 4: И звенят вокруг весь день крики ребятишек

Завалилось солнце в тень за крутые крыши.

Ребенок 5: И каждый сук, и каждый листик,

Травинки, лепестки коры

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Хуланта шитам вот потар»

Ведущий :

Следят за бегом капель быстрых,

Глаза зелёные раскрыв .

- «День вороны» – это праздник женщин. Поэтому ханты женщины в этот день: рассказывали, что хорошего, доброго произошло у неё. И мы продолжим эту традицию. Расскажите нам, чем порадовал вас прошедший год?

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Ханты нэнат»

Ведущий :

Сейчас мы просим вас поучаствовать в конкурсе загадок.

Конкурс «Загадки»

Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая (Ворона).

- Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).

- Трусоват лесной красавец. Догадались? Это ... (Заяц).

- Белая птица над водой кружится. (Чайка)

- Хвост короче уха,

Быстрые повадки,

Мчусь я что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто я, угадай-ка?

Ну, конечно ( Зайка )

Верещунья, белобока, а зовут её …. (сорока)

- Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).

- Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).

- Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

от рогов густая тень. Вот красивый зверь... (Олень).

Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос: (дятел)

- Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).

- Есть в реке работники - не столяры, не плотники, а выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры).

Ты с модницей этой, конечно знаком:

на месте никак не сидится –

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится …. (Ласточка)

- В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса . (Лиса).

- Один рассказывает – двое слушают. (Язык, уши ).

- Внизу десять, вверху десять. (Пальцы рук и ног ).

- Одна рука для ста человек. (Дверная ручка ).

- Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий ствол, белый сарафан. (Берёза ).

Ведущий :

Молодцы, ребята, видно как хорошо вы умеете отгадывать загадки

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Якты-ки лояс ханты эви», «Тувт па тувт», девочки «Анкие»

Ворона:

Молодец народ честной,

Любит думать головой!

Но пора и поиграть,

Ручки, ножки поразмять!

А теперь дети давайте немного разогреемся и поиграем в национальные игры . (Проводятся национальные игры).

Ведущий:

1 . Ханты охотники имели большую силу воли, так как им не раз приходилось встречаться с медведем в лесу один на один. Следующее задание называется «Хват без перехвата» . Играющие разбиваются на две команды. От каждой команды по очереди выходят по одному участнику. Они становятся спиной к друг другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде игроки стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли.

2 . Одной из самых любимых хантыйских забав являются « прыжки через санки» . Эстафета проводится в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие перед ним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями и начинают возвращение к команде. Выигрывает команда, которая быстрее других закончит эстафету.

3 . Перед каждой командой лежит обруч. Представьте, что это чум . Все участники команд как можно быстрее должно забежать в свой чум-обруч.

4. Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: «Меткий стрелок» маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

5 . Эстафета называется «Догнать лисицу». Участники команд по очереди добегают до конуса и возвращаются обратно, и передают эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее.

6. Игра «Капкан». От каждой команды по два игрока: «Капкан» и «Охотник». Сначала «Капкан» ставит первая команда. Два игрока «капкана» становятся лицом к друг другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Все остальные игроки со всех команд встают цепочкой через одного. Охотники встают к «капкану» спиной. По команде цепочка начинает проходить через «ворота». «Охотник», не видя, что происходит, говорит «Стоп» - «капкан» захлопывается. Если в «капкан» попался игрок с чужой команда, то команда получает очко. «охотник» охотится пять раз. Затем ставит «капкан» другая команда. Выигрывает команда, которая поймала больше «добычи».

7. Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в хантыйскую игру «Не сойди с бруска (или перейти болото)»

Задание: на каждую команду по 3 деревянных. Положив по 2 бруска на линию старта, играющие становятся на них обеими ногами. Третий брусок держат в руке. По сигналу оба игрока, не сходя с первых брусков, кладут третий брусок перед собой и переступают на него одной ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Кто первым дойдет до финиша, ни разу не оступившись, тот побеждает.

8.Перетягивание каната .

Ведущий : Молодцы ребята, взрослые! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Сегодня день праздничный, когда люди радуются, друг друга поздравляют, угощают .

Ворона:

- А я вам подарочки принесла ребята (Выносят дерево, на дереве уже висят калачи), сушки на что похожи? (ответы детей)

Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

Ведущий :

Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим. (Дети несут угощение к березе ). Можете загадать желание и привязать свою ленточку к веточкам березы.

Ведущий :

У народа ханты было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, гостей к столу .

Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит, Бог принял приношение. Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Сора кеша пайм улаты!

До свидания, до новых встреч!

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Вы в курсе, что ханты и манси не торопятся присоединиться к такому привычному для нас празднеству Нового Года с 31-го декабря на 1-е января?

Конечно, они его празднуют, но, скорее всего, как дань новомодным традициям, пришедшим к ним вместе с Советской властью, поэтому не ожидайте, что вы попадёте на настоящее праздник Нового Года в городе Ханты-Мансинске именно в ночь на 31-е декабря.

Город этот вовсе не заколдованный, находится он в центральной части Западной Сибири у самой реки Иртыш. Расстояние до Тюмени – 950км., а до Москвы – 1 900.

И это не просто город!

Это столица Ханты-Мансинского автономного округа – Югра, входящей в состав Тюменской обл., и являющейся полноправным субъектом РФ. ХМАО находится в Уральском федеральном округе.

Вот в этой части Сибири начало Нового Года отмечают весной! Примерно, в конце марта – начале апреля.

И вовсе не потому, что жители ХМАО большие шутники, хотя и любят пошутить над тем, что Манты-Хансинск звучало бы вкуснее, а потому, что у ханты и манси нет понятия «месяц» в привычном для нас понимании – 30 дней.

У них нет привычных нам недель и часов, всё зависит от природного ритма, поэтому и «месяц» может быть как 15 дней, так и 90.

А весной у коренных народов сынских, куноватских, ваковских, сосьвинских, каэмских хантов и мансов происходит смена промысла.

В эти первые весенние дни заканчивается зимняя охота, начавшаяся в ноябре, и начинается сезон «охоты рыбьей», потому, как прилетает очень важная первая весенняя птица – ворона.

В верованиях хантов и мансов ворона, так же, как и гусь, журавль и другие перелётные птицы, играют роль связующего звена между главным богом Торумом и людьми.

Птицы часто упоминаются в родовых легендах и сказаниях коренных жителей Севера, их изображения встречаются на тотемных столбах различных родов, но к вороне отношение всё-таки особенное.

По старым легендам именно ворона своим карканьем разбудила жизнь в тундре, от её громкого голоса проснулись спящие глубоко под могучей рекой Обь первые люди, и раскрылась земля вплоть до Уральских гор, и вышли проснувшиеся люди на поверхность Земли, чтобы жить на ней, трудиться, радоваться и рожать детей.

И день тот был седьмым от начала «месяца твёрдого наста» - ун кер тылыщ 7 мет хатл.

С тех самых пор благодарные люди и празднуют Вороний день – Урин эква хотал – Вурна хатл.

Празднуют этот день, когда прилетают первые вороны и своим громким «Ка-а-ар!!!» вновь будят тундру, возвещая всем живым: «Весна пришла! Празднуйте дни пробуждения от долгого зимнего сна! Идёт тепло и солнце! Ка-а-ар! Ка-а-ар!!!»

В связи с христианизацией народов ханты и манси этот праздник приурочен к Благовещению (7 апреля), но частенько обские угры, а с ними и ханты с мансами отмечают его всё-таки по старинке, и со второй субботы апреля начинают готовиться к своему весеннему Новому Году, ожидая вестницу весны – ворону.

С 2013 года в Югре официально разрешили справлять Вурна хатл так, как делали это их предки и не связывать напрямую Благовещение с языческими обрядами Урин эква хотал.

Шаманы, одетые в костюмы с украшениями из перьев, начинают бить в бубны особым ритмом, зазывая к стойбищу ворон. Считается, что ворона прилетит на эти звуки.

Поскольку ханты верят, что крик вороны несёт пробуждение силам природы, то неудивительно, что именно ворона считается покровительницей женщин-матерей и их детей. А женщина всегда являлась продолжательницей рода, так что отношение и к празднику, и к священной птице у обских народов особенное.

Особенный и праздник.

Услышав мерный звук бубна, дети сплетают из камыша и веток гнёзда, украшая их ленточками, яркими лоскутками, бусинами и монетками – для вороны.

Чем больше будет развешано гнёзд, тем добрее и щедрее к людям будет священная птица, тем удачливее будет год, и тем больше родится в семьях детей.

Так же собирают дети для вороны щепки и мелкие веточки – это тоже дань традиции. Раньше, когда ещё не было подгузников «Памперс», на дно люльки клали цап – стружки из мягкой древесины.

«Использованный по назначению» цап складывали в одно место со всего селения, обычно рядом с каким-либо пнём, для того, чтобы прилетевшая ворона могла на пеньке отдохнуть перед долгими весенними хлопотами, а в этом цапе погреть свои замёрзшие лапки.

Чем больше цапа – тем теплее, а чем теплее вороне, тем щедрее она к добрым людям.

Теперь она не должна забыть отблагодарить их за доброту, пожелав перед тем, как улетать: «Пусть здесь родятся мальчики, пусть здесь родятся девочки. Пусть будет здесь много детей! Пусть будет здесь много цапа, чтобы могла я здесь хорошо греть свои лапки!»

Старики говорят, что ворона радуется вместе с людьми рождению каждого ребёнка, поэтому самый верный оберег для дитя – метёлочка из вороньих перьев.

Пожалуй, так оно и есть! Если кто видел, как вороны защищают свои гнёзда и воронят, тот охотно поверит в то, что дух вороны способен защитить и людского *воронёныша*, особенно, если это дух священной вороны!

А кто из детей первым увидит на Новый Год ворону – тому она будет покровительствовать весь год, и принесёт в дом здоровье, удачу и достаток!

«Ворона прилетела – весну на хвосте принесла!» - радостно говорят ханты.

«Крик вороны – весне верный знак!» - вторят им манси.

Начало праздника – для детей.

Гостей окуривают дымом чаги, угощают клюквой и прочими сладостями.

Дети поют вороне весёлые песни, заводят пляски, загадывают желания и, зашептав своё желание в узелок, вешают его на священное дерево – берёзу.

Вообще, основное место для этого праздника – это место, где растут священные деревья. Им поклоняются веками.

Жители ХМАО правильно считают, что дерево берёт свою жизненную силу из земли и уходит корнями в нижний мир – туда, откуда они сами родом, туда, куда уходят их предки, туда, куда им самим предстоит уйти со временем.

Крона же дерева – связь с верхним миром, где живут невидимые человеческому глазу духи.

Ствол – это средний мир, с которым человек соприкасается с часа своего рождения и до последнего своего вздоха.

Но у мужчин и у женщин священные деревья разные!

У женщин и детей – берёза.

К берёзе идут женщины, принося ей свои нехитрые дары: цветные лоскутки, кусочки меха, монетки, сушки и пр., и, повязывая их на гибкие ветки, разговаривают с белоствольной, испрашивая у неё чаще всего здоровья родным и семейного благополучия.

Детский праздник заканчивается древним священным ритуалом – поклонению духу Огня, во время которого пожилая уважаемая женщина снимает платок с головы маленькой девочки и «дарит» его духу Огня, кидая детский платок в священный костёр.

Девочке же дарится новый платок, который женщина снимает со своей головы.

Этот обряд символизирует связь поколений и считается обязательным действием в Вороний день.

Наступает время мужчин.

На священной земле, куда запрещено вступать женщинам, растёт священное дерево мужчин – кедр.

Здесь редко можно увидеть цветные ленточки, здесь приветствуются иные дары.

Ворона принесёт тёплые дни лишь в обмен на тёплую кровь.

Здесь мужчины приносят в жертву оленя.

Животное покрывают шкурой лисицы и, прокричав трижды: «Туруму!», призывая духов проснуться и принять эту жертву, закалывают оленя одним движением, как делали это их предки веками.

Прямо под корнями священного кедра тушу разделывают, поднося каждому по куску сырой оленины и по чашке живой крови, а череп и шкуру оставляют на дереве.

Пройдёт совсем немного времени и жертвенная плоть перекочует из под ветвей кедра на богато убранные столы.

Здесь не только свежая оленина, здесь и уха из трёх рыб (щука, окунь и муксун), мясной суп из тетерева (эта птица не считается священной), вкуснейший саламат и много печева.

Как только оленина попадает на стол, женщины, подражая крикам птиц, зазывают всех на общую трапезу.

А после сытной еды устраивают танцы и игрища.

К исполнению обязательны «Акань», «Куринька» и «Ойкайкв».

Молодёжь развлекается бегом с палкой (каюрские бега), метание тынзяна на хорей, тройной национальный прыжок и, конечно, национальная борьба нюлтахл и хапсагай (борьба на поясах).

Длиться праздник может не один день, как говориться: пока будет желание.

Этот Новый Год – первый весенний праздник жителей ХМАО чудом сохранился с далёкой древности.

Да, конечно, время меняет всё. Но! Даже время отступает перед столь древней верой в духов и покровителей хантов и мансов.

Эти народы свято верят, что их духи живут в каждом живом существе, будь то большой олень или маленькая травинка.

Поэтому и празднуют они свой Новый Год - Урин эква хотал – Вурна хатл – Вороний день с такой душой и с абсолютным счастьем в сердцах.

Ка-а-ар!!! И вам удачи!!!