Логопедическое занятие цветы средняя группа. План – конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы. Выявление знаний по уходу за комнатными растениями

Тема: «Цветы. Путешествие на лесную полянку»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать формировать представления о цветах, лекарственных растениях, первоцветах;
  • продолжать знакомить с нетрадиционным приемом рисования: рисование с использованием соли;
  • закрепить знание правил поведения на природе;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание;
  • развивать константность зрительного восприятия на основе д/и «Найди тень»;
  • развивать речедвигательную координацию;
  • развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: карточки - знаки «Поведение в лесу», изображения двух корзин, цветные изображения цветов и лекарственных растений, клей ПВА, кисти для клея, контурные изображения цветов, цветная соль, салфетки для рук, д/и «Первоцветы», силуэтные изображения цветов, фланелеграфы, фломастеры.

1. Вводная часть

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте еще раз дружно с ними поздороваемся. Сегодня необычный день - я предлагаю вам отправиться на прогулку на цветочную полянку. Раз-два-три, повернись - на цветочной полянке очутись».
(Звучит мелодия «Пение птиц»)

2. Д/и «Говорящие знаки»

Воспитатель: «Вот мы и оказались на нашей полянке. Посмотрите, как здесь здорово! Поют птицы, летают бабочки, сколько цветов вокруг! Но прежде чем отправиться на прогулку, я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу и на природе. В этом вам помогут знаки».

3. Д/и «Цветочные корзины»

Воспитатель: «Ну что ж, правила поведения мы вспомнили, можно отправляться дальше. Мы с вами уже знаем, что среди множества цветов, есть не только красивые цветы, но и лекарственные цветы или лекарственные растения. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Я предлагаю собрать в одну корзину лекарственные растения, а в другую - цветы, которые мы используем для создания красивых букетов. Работаем в парах. Полина с Димой собирают лекарственные растения. Ульяна с Дарьяной собирают остальные цветы. Какие растения вы считаете лекарственными? Чем полезен клевер? Для чего нужна ромашка? и т.д.



О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, они хорошо останавливают кровь. А еще она укрепляет волосы».

4. Д/и «Оживи цветы»

Воспитатель: «Перед вами контурные изображения цветов. Но, посмотрите, какие они невеселые. Давайте мы сами оживим их при помощи цветной соли. Сначала оживим сами цветки. Полина, какой цветок у тебя? Какого цвета соль ты будешь использовать при раскрашивании цветка? Дарьяна, как ты будешь оживлять свой цветок? и т.д. Теперь приступим к оживлению листка и стебля? Какой формы листья? Какого цвета соль ты будешь использовать при раскрашивании листьев? и т.д.»

5. Динамическая пауза «Цветы»

Воспитатель: «Мы немножечко устали и давайте отдохнем.
Спал цветок, и вдруг проснулся,
(выполнить упр. «Бутон»)
Больше спать не захотел.
(выполнить упр. «Цветок»)
Шевельнулся, встрепенулся,
(двигать ладонями, сложенными «цветком» вправо - влево)
Взвился вверх и улетел.
(поднять «цветок» над головой)
Это бабочка сидела,
(выполнить упр. «Бабочка»)
Потом дальше полетела.
(двигать ладонями, сложенными «бабочкой» в стороны и вверх)

6. Д/и «Первоцветы»

Воспитатель: «Мы с вами знаем, что некоторые цветы появляются весной раньше, а какие-то позже. Перед вами контурные изображения цветов. Обведите зеленым цветов в кружок те цветы, которые у нас появляются самыми первыми после долгой зимы. Какие цветы вы обвели? Каким цветом? Как мы называем самые цветы, которые появляются раньше всех? Почему?»

7. Д/и «Найди тень»

Воспитатель: «Вы знаете, что днем все живые и неживые существа отбрасывают тень и сейчас вам нужно подобрать к цветку их тень. Я решила вас немножко запутать. Если даны цветные изображения нескольких изображений, то на силуэтных изображениях - один цветок».

8. Итог

Воспитатель: «Вот и подошла наша чудесная прогулка к концу. В заключение, я хотела бы прочитать замечательное стихотворение. И я надеюсь, вы сделаете из него вывод.

Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

Сейчас предлагаю вам вернуться в группу, где хочу угостить вас и остальных ребят витаминным напитком из лекарственных растений: шиповника и т.д. Раз-два-три, повернись и в группе очутись».

Речевое заключение : сборная группа: сигматизм шипящих, ламбдацизм, ротоцизм.

Тема: «Цветы»

Этап : Автоматизация поставленных звуков.

Цели:

  • Закрепление правильного произношения поставленных звуков.
  • Расширение и активизация словаря по данной теме.
  • Развитие грамматических представлений.
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие звукового анализа слова.

Оборудование : картинки на тему «Цветы», разрезные картинки, цветные карандаши, листы с индивидуальными заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Растаял снег, прошли морозы и не страшны нам холода,
А всё это потому что, пришла в гости к нам весна.

Введение в тему

– Ребята, наступила весна, природа ожила, стало ярче светить солнце, снег растаял, скоро на полянках появится зелёная травка, и зацветут прекрасные … (цветы) .

Знакомство с гостьей

– Сегодня мы с вами будем говорить о цветах: вспомним их названия, из каких частей состоят и многое другое. Но о цветах хотим всё знать не только мы. К нам на занятие пришла девочка, чтобы послушать то, о чём мы с вами будем говорить.
– Хотите узнать как зовут эту девочку? (Да)
– Выпишите буквы из верхнего ряда цветов в точно такие же в нижнем ряду и прочитайте её имя. (Катюша)
– Давайте скажем Катюше как называются цветы, которые мы видим на доске. (Василёк, роза, одуванчик, подснежник, гвоздика, тюльпан, ландыш, колокольчик).

Примечание: Логопед просит ребёнка назвать тот цветок, в название которого есть его автоматизированный звук.

Игра «Четвёртый лишний»

– Ребята, найдите в каждой строчке лишний цветок и объясните почему вы сделали такой выбор. (Василёк, тюльпан, подснежник, роза – все цветы ранние, весенние, а роза – поздний цветок и т. д.)

Игра «Чего не стало, что появилось»

– Посмотрите на картинки с цветами (колокольчик, ландыш, подснежник, тюльпан) , запомните их порядок. Запомнили? А сейчас наступила ночь – закройте глаза. (В это время логопед забирает одну картинку из данного ряда и меняет на другую).
– Чего не стало, а что появилось? (Нет ландыша, а появился нарцисс).
Логопед спрашивает ребёнка с нарушением шипящих звуков.

Части цветка

– Давайте расскажем Катюше какие части есть у цветка. (Корни, стебель, листья, лепестки или бутон)
– Назовите 3-й звук в слове корни .
– 1-й звук в слове стебель .
– 3-й звук в слове листья .
– 1-й звук в слове лепестки .

Развитие моторики

Вырос высокий цветок на поляне (ладони сжаты перед собой, руки поднимаем вверх) .
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук) .
Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами) .
Дружно дают под землёй корешки (упр. «Корни») .

Закрепление

– А вы знаете, что есть цветы, которые выращивают на балконе, в саду. За ними ухаживают, поливают, берегут от холода, подкармливают удобрениями. Это садовые цветы: роза, тюльпан, нарцисс и т. д. Есть цветы, которые растут в поле. За ними никто не ухаживает. Это полевые цветы: василёк, одуванчик, лютик и т.д.
(На доске панно с полевыми и панно садовыми цветами)
– У вас у каждого на столе есть картинки с такими же цветами с цветами. Сейчас каждый покажет свою картинку и скажет: название цветка, полевой он или садовый. (У каждого ребёнка цветы, в название которых есть автоматизированный звук)

Игра «Один – много » (с этими же картинками)

Например, тюльпан – тюльпаны.

– Сейчас вы должны отгадать загадку про цветок:

У жёлтенького Солнышка лучи не горячи.
У жёлтенького Солнышка белые лучи. (Ромашка)

– Давайте запишем название цветка в тетрадь и сделаем звуковой анализ этого слова. (Дети цветными карандашами выполняют задание)
– Ребята, Катюша – наш гость, давайте ей подарим цветы: один букет из полевых цветов, а другой из садовых.
(2 ребёнка выходят к столу, где находятся картинки с полевыми и садовыми цветами. Каждый выбирает только свои цветы)
– Какие цветы вы будите дарить гостье? (Я дарю василёк, я дарю…)

Итог:

– Катюше пара уходить. Давайте ей ещё раз напомним названия цветов со звуком «Л», со звуком «Ш», со звуком «Р».
– Мы сегодня много говорили о цветах, а для чего нам нужны цветы, какая польза от них? (Для лекарства, дают пищу насекомым, украшают нашу жизнь)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.

Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

  • развитие общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,
учитель-логопед

Тема: Логопедическое занятие в средней группе для детей с ОНР «Путешествие на цветочную поляну» с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ.

Задачи: развивать фонематический слух;
закрепление понятий «звук», «слово»;
учить делить слова на слоги, определять длинное или короткое слово;
продолжать работу по подбору эпитетов к заданным словам:
воспитывать любовь к пробуждению природы посредством слушания
музыки;
работать над эмоциональной выразительностью речи;
развивать логическое мышление, память, внимание;
совершенствовать тонкую и общую моторику.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация Power Point
"Цветочная поляна", загадки о цветах, разрезные картинки с цветами, стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок», пальчиковая гимнастика «Жук».

Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие.
Логопед: Кто-то летит к нам: ж-ж-ж Вы слышите? Чья это песенка? (песенка жука).
2. Пальчиковая гимнастика «Жук».
Жук упал и встать не может.
Ждет он, что ему поможет?
Дети: Ветер!
Логопед: Налетел сильный ветер (дети дуют на «упавшего жука»).
Помог весенний ветерок жуку!
3. Логопед: Какой ветерок весной? (ласковый, нежный, легкий, теплый). А какая у него песенка? (ш-ш-ш). Нашептал мне весенний ветерок, что есть одна волшебная полянка, где нас ждут в гости. Отправляемся туда?
Закружил нас ветерок. Вот мы оказались у ручейка. Как же добраться до полянки?
Дети: Нужно перепрыгнуть, перешагнуть через ручеек.
Логопед: Вот и полянка. Ветер затих. Как здесь красиво! Что растет на полянке? (слайд "Цветочная поляна")
Дети: На полянке растут цветы.
Логопед: Подойдите поближе к цветам. Рассмотрите и назовите их. (Дети называют цветы).
4. Подбор слов-эпитетов.
Логопед: Цветочки хотят узнать, какие «красивые» слова вы знаете о них. Какие они?
Дети: Цветочки красивые, милые, нежные, приятные, душистые, разноцветные, яркие, любимые и др.)
Логопед: Как много красивых слов вы назвали. А еще мы знаем, что слова бывают длинные и
Дети: Короткие.
5. Деление слов на слоги.
(Дети прошагивают слова: незабудка, ромашка, маргаритка, колокольчик, василек, одуванчик, гвоздика, фиалка, мак).
6. Отгадывание загадок:
Логопед: Поиграем в загадки. Если вы правильно отгадаете загадку о цветке, то увидите его изображение (слайды с цветами). Дети загадывают друг другу загадки о цветах:
На зеленом шнурочке
Белые цветочки. (Ландыш)
У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи! (Ромашка)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Ой, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет! (Колокольчик)
5) Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый (Василек)
7. Физкультминутка.
(Дети выполняют пластическую композицию «Полянка» под музыкальную импровизацию музыкального руководителя. Повтор движений за логопедом).
1) Вступление – растет трава.
2) Выросли колокольчики и тюльпаны
3) Ползет улитка, бежит паучок.
4) Летают бабочки.
5) Собираем росу с травинок, пьем росу, угощаем соседа.
6) Взошло солнце, осветило берег пруда, реки, моря.
7) Волны катятся, рыбки плещутся (маленькие, большие).
8) Поднимается туман, тучки, идет дождь, снова растет травка.
8. Работа с разрезными картинками.
Логопед: Ветерок «расшалился». Разбросал картинки с цветами. Посмотрите на части цветка и соберите их. Какие цветы получились? (Дети собирают части цветка. Называют получившиеся цветы).
9. Логопед: Кто помнит стихотворение «Если я сорву цветок». Кто хочет его рассказать? (Желающий ребенок рассказывает стихотворение).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
(Т.Собакин)
Логопед: Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? (Ответы детей) Нельзя рвать цветы. Цветами нужно любоваться. А как? (Смотреть на них, вдыхать их запах и др.).
9. Итог.
Логопед: Где мы с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось?
Молодцы, пора нам возвращаться в детский сад. (Дети уходят в группу).


Приложенные файлы