Исследовательская работа «Модульное оригами. Исследовательская работа "Оригами.Заяц" Интересный проект оригами для научно исследовательской работы

1 Научная работа "Сказочный мир Оригами"

Казахстан, город Талдыкорган

Средняя школа №9

Учитель начальных классов

Лаврентьева Татьяна Игорьевна

Тема исследования

"Сказочный мир оригами"

Отзывы

на работу учащегося 4 «В» класса Ли Артёма «Сказочный мир оригами».

Работа посвящена одной из интересных тем об оригами.

Оригами – это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук. Это дает непередаваемое ощущение приобщения к культуре и исскуству Японии, которым Артем увлекается второй год. Ему нравится сам медитативный процесс создания этих оригами, которыми можно заниматься как на переменах, так и в свободное Технология создания фигур погружает состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией. Это простая и в то же уникальная и трудная технология, помогает усовершенствоваться в своей профессиональной подготовке. Делая по образцу, потом хочется творить и придумывать самому. В процессе работы возникает множество вопросов, ответы на которые нужно находить, изучая это исскуство. Первые работы были простыми и незатейливыми - складывание из простых белых листов. Затем Артём приобрёл специальную цветную двустороннюю бумагу для оригами, креповую бумагу, салфетки. Оказывается можно воплотить свои идеи в быту: красивые белые лебеди украсят праздничный стол, цветы из салфеток, букеты цветов надолго порадуют глаз. Ну и это ещё не всё, есть модульное оригами. Для него нужна простая офисная бумага и терпение. Складывание маленьких деталей в большую фигуру вырабатывает терпение и усидчивость.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик. Это и увлекло Артёма.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются сказкой для детей. Артём видит в изготовляемых им поделках простор для творчества и фантазии. Как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь. Изготовление оригами для Артёма – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у него аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Тема исследования_________________________________________ 1

Рецензия________________________________________________­­­_ 2

Озывы___________________________________________________ 3

Цель и задачи исследования_________________________________ 6

Гипотеза_________________________________________________ 7

Актуальность, ожидаемый результат__________________________ 8

Заключение_______________________________________________ 15

Галерея работ______________________________________________ 16

Список используемой литературы_____________________________ 20

Тема исследования

Сказочный мир оригами

Исходя из темы «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой

Цель

- на основе собственных впечатлений и интереса к необычному занятию, заинтересовать одноклассников и родителей этим увлечением.

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. 1. Познакомить учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. 2. Составить демонстрационное пособие для всех.
  3. 3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. 4. Анализировать знания разных возрастов людей об оригами.

Гипотеза:

Мы часто встречаемся в жизни с разной бумагой, а знаем ли мы что из бумаги можно создать произведения искусства?

Предположим , что оригами развивает логику, мышление, память.

Допустим , что,выполняя мелкие детали мы развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Возможно , делая оригами, мы станем архитекторами, конструкторами, математиками.

Что, если , взять не белую, а цветную бумагу, соединить много мелких деталей?

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован учебными заведениями, в качестве учебного пособия для уроков и классных часов;

во-вторых, для саморазвития детей;

в-третьих, это интересно и актуально.

Актуальность

это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией.

Методы и приемы: частично-поисковый, научный, практический

Ожидаемый результат:

  • Использование материала данной работы на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению и на классных часах в школе
  • Заинтересовать детей и взрослых искусством оригами
  • Научить делать простые и сложные фигурки животных и птиц
  • Занять свободное полезным делом

Теоретическая часть

Что такое оригами?

  • Оригами-это японское искусство складывать животных, игрушки или людей.
  • Своё название оно получило от японских слов <<ори>>-складывать и <<гами>>-бумага
  • Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть – оригами.

– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

– Оригами не требует больших материальных затрат

– Для занятий оригами нет возрастных пределов

– Не требуется особых способностей – получается у всех!

– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

Какая бумага нужна для оригами?

Например: уоши (бумага ручной работы), двусторонняя бумага, тисненая бумага (её поверхность не гладкая, а шершавая), метализированнная бумага (фольга, целлофан, слюда), бумага с узором, подручные материалы.

В Японии выпускается специальная бумага различного формата и оттенков для занятий оригами. Она заранее нарезана на аккуратные квадратики и продается небольшими наборами. Работать с ней – одно удовольствие. Нам потребуется позаботиться о квадратах самим. Вы можете работать с обычной офисной бумагой. Ее толщина и качество вполне подходят для складывания, но, к сожалению, она белая. Показывать складывание фигурок с ее помощью неудобно. Цветная сторона позволяет лучше демонстрировать процесс складывания. По этой же причине не совсем хороша для демонстраций красочная цветная импортная бумага для ксероксов и факсов, хотя некоторые сложенные из нее изделия смотрятся чрезвычайно эффектно. Можно использовать цветную бумагу. Главное, чтобы она была не слишком толстой и не ломалась на сгибах.

Японские традиции оригами

Самураи изготавливали амулеты-оригами, которые назывались <<ноши>>. Амулет должен принести победу в битве.

Так выглядит <<ноши>>

А в чём лучше всего приподнестидары богу?

Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 – 1185 гг.). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых главным образом в религиозных церемониях.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах.

Модульное оригами

Сами занятия оригами, безусловно, очень полезны для любого возраста, поскольку прекрасно развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, внимание, точность и терпение. Отличие модульного оригами в том, что изделие собирается как конструктор из множества одинаковых деталей (модулей). Эта увлекательная техника была придумана в Китае. Работы, выполненные в этой технике очень эффектны, необычны. Они могут быть прекрасным эксклюзивным подарком ручной работы для друзей, замечательным украшением интерьера помещений, оформлением выставок, витрин и т. д. Сложность лишь в том, что для одного изделия может понадобиться от нескольких сотен до тысячи и более деталей. Поэтому эта техника очень хорошо подходит для коллективного выполнения и может использоваться на уроках и в семейном творчестве.

Кому обязан мир оригами?

Развитие оригами, как направления современного искусства, связано с именем Акиры Йошизава.

С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней школе. В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами.
В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует своё искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Только в 1989г. в Москве и в 1991г. в Санкт-Петербурге создаются общественные организации центров оригами.
Одно из первых упоминаний об оригами в российской отечественной литературе написано графом Львом Николаевичем Толстым. Он отметил самое важное, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.
конструкции распасться.

Символ мира -журавлик

Весь мир облетела история маленькой девочки СадакоСасаки, лишившейся родителей во Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме в доме своего дяди. Садако заболела раком крови (лейкемией), и с этим страшным диагнозом её положили в больницу.Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых, попадавшихся в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь ей в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своём выздоровлении, однако, когда поняла, что умирает, то стала просить у священного журавлика мира для всех детей планеты.Садако успела сложить 644 журавлика.

Оригами сегодня

На западе оригами долго не признавали искусством. В Америке и Европе мальчики и девочки складывали разные фигурки.

Но только недавно оригами признали искусством. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Оригами оказалось, кроме всего прочего, и идеальным конструктором, состоящим из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир!

Заключение

В ходе работы над темой «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой цель - на основе собственныхвпечатлений и интереса Артёма, заинтересовать детей и их родителей искусством оригами.

В ходе работы решили следующие задачи:

  1. Познакомили учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. Составили демонстрационное пособие для всех.
  3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. Анализировали знания разных возрастов людей об оригами.

Об оригами написаны множество книг, снято множество фильмов взрослыми людьми для взрослых, поэтому наше предположение, что работа, составленная ребёнком, заинтересует вас, подтвердилось.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован семьями и детьми;

во-вторых, может быть использован во и после учебных занятий;

в-третьих, на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству и трудовому обучению или на классных часах в школе.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что этопрежде всего развитие творчества, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, улучшает память, внимание, сосредоточенность и развитие мелкой моторики рук.Потому данная работа считается актуальной.

В ходе работы мы использовали методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, научный, практический.

Ожидаемый результат: данную работу предлагаем в качестве материала для развития творческих способностей учащихся в школе и хобби для всех возрастов.

Список используемой литературы:

  1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. – №1. – С. 25–27.
  2. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2–3.
  3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207 с. – Библиогр.: 206–207.: ил.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

Пригодина Александра Леонидовна

Цель работы : узнать историю искусства оригами.

Задачи:

1.Подобрать и изучить литературу по этому виду творчества и проанализировать материалы интернет - источников по этой теме.

2.Провести анкетирование одноклассников по теме «Что вы знаете об искусстве оригами?»

3.Познакомиться с историей распространения техники оригами в России, на Каргополье.

4. Провести интервьюирование каргопольских мастеров, работающих в технике оригами.

5. Выполнить работы в технике оригами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрайонная детская исследовательская конференция «Я познаю мир…»

Волшебное искусство оригами

Исследовательская работа

Вельск 2015

11. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета «Что вы знаете об искусстве оригами?»

Дорогие друзья!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. В какой стране и когда появилось оригами?
  2. Где родина модульного оригами?
  3. В чем разница между простым оригами и модульным?
  4. Назовите известных оригамистов мира?
  5. Назовите известных оригамистов России?

Приложение 2

Фото 1 Фото 2

Бумажный журавлик Модульный куб

Фото 3 Фото 4

Акира Йошидзава Птички пахариты

Фото 5

Воротник XVI – XVII вв.

Фото 6 Фото 7

Роберт Лэнг Бумажные птички из музея Василия Поленова

Фото 8 Фото 9

Сергей Тарасов Макет х рама Василия Блаженного

Фото 10

Макет Минусинского православного Свято-Спасского храма

Фото 11 Фото 12

Татьяна Николаевна Проснякова Галина Тихова

Фото 13

Виктория и Владимир Серовы

Приложение 3

Мои работы

Волшебное искусство оригами

Исследовательская работа


2015
ОГЛАВЛЕНИЕ


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

Еще одним известным российским мастером является Татьяна Николаевна Проснякова (приложение 2, фото 11). Она автор идеи и руководитель сайта «Страна Мастеров», который популярен у детей и любителей поделок ручного творчества не только нашей страны. В этом можно убедиться, посетив её блог. Татьяна Николаевна является автором учебников и книг по художественному труду для начальной школы. Она проводит мастер-классы и интернет - курсы по предмету технология и изоискусство для детей и взрослых. На ее мастер-классах в аудитории всегда трудно найти свободное место.

Необычными работами славится семья Виктории и Владимира Серовых (приложение 2, фото 13) Они так же ведут свой сайт и издают книги по оригами. Виктория ведет кружок оригами при детской библиотеке. На её занятия приходят и мамы с детьми, и бабушки с внуками, и пенсионеры, и воспитатели детских садов, и преподаватели оригами из школ и детских домов. Она рада всем - и детям и взрослым, для всех находится интересное занятие. Сама впервые с оригами познакомилась еще в школе (кораблики, самолетики, хлопушки и т.д.), но слово "оригами" услышала в пятом классе, когда учительница математики дала ей схему японского журавлика. В 2000-м получила доступ в Интернет, и детское увлечение вспыхнуло с новой силой. Сначала складывала по чужим схемам, затем появились авторские фигурки, которые можно увидеть на сайте Серовых .

Викторию в её творческих начинаниях очень поддерживает муж, который и сам является автором прекрасных работ. Свою первую авторскую работу - летающий самолет - он придумал еще в начальных классах школы. Владимир подходит к проектированию и созданию строго математически, пытаясь выверить и обосновать каждую складку, а Виктория - больше импровизирует. Некоторые работы - результат их совместного творчества.

4. МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ НА КАРГОПОЛЬЕ

На выставках разных уровней все чаще можно видеть различные работы именно в технике модульное оригами. Как же модульное оригами появилось у нас в Каргопольском районе? По этому вопросу я обратилась к своему педагогу, руководителю объединения «Модульное оригами». Елена Николаевна рассказала, что первые работы у нас в городе появились 5-6 лет назад. Это были фигурки лебедей. Первую поделку в этой технике она увидела в детском саду «Снежинка» на выставке. На этикетке был указан автор этой работы – Елена Валерьевна Дедова.

Елена Николаевна считает, что модульное оригами развивает не только мелкую моторику рук, но и внимание, память, фантазию, пространственное мышление. А еще у моего педагога есть своя страница на сайте Татьяны Просняковой «Страна Мастеров», где она делится своими мастер-классами со всеми желающими.

В ходе исследования мне удалось встретиться и с Еленой Валерьевной Дедовой. Из разговора с Еленой Валерьевной я узнала, что она познакомилась с этой техникой в городе Северодвинске. Её буквально заворожили фигурки белоснежных лебедей, которые она увидела у знакомой. Первой работой Елены Валерьевны стала фигурка лебедя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что поставленной цели я достигла, так как узнала много нового и интересного об истории появления оригами. Чем ближе знакомилась с этой техникой, тем более таинственным и притягательным становился мир превращений бумажного листа в замысловатые фигурки.

В результате исследования я выяснила, что жители нашего маленького города Каргополя тоже собирают фигурки в этой технике. Многих с модульным оригами познакомила мой педагог Елена Николаевна.

Та информация, которой я теперь обладаю, обязательно пригодится мне в дальнейшем на уроках истории в школе, с ней я обязательно познакомлю своих одноклассников и друзей.

Я поняла, что модульное оригами завоевало огромное число поклонников в России не случайно:


  • в основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети, взрослые, пенсионеры.

  • модули можно складывать везде – дома, в машине, во время просмотра фильма.

  • из модулей можно составить модели любой сложности и размера – от самых простых до сложных и трудоёмких.

  • позитивно влияет на память, ведь чтобы сделать поделку, мы должны запомнить последовательность её изготовления, а также способы складывания.

  • этот вид творчества замечательно сближает всю семью, поскольку каждому позволяет внести свой вклад в создание прекрасного.
В результате исследования я своими руками сделала несколько поделок. Хотя они могут показаться еще примитивными, но все же останавливаться на достигнутом не собираюсь. Мне также хочется еще подробнее узнать о развитии и появлении этой техники на русской земле, а особенно на Каргополье.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусство оригами увлекло меня два года назад. Первоначально мы вместе с мамой складывали несложные фигуры из бумаги, затем фигуры становились сложнее. Конечно, это было не обучение, а игра - волшебное превращение простого листочка в игрушку. Оригами - это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Актуальность.

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают и взрослые и дети, художники и конструкторы. Я заметил, что, складывая фигурки оригами, сталкиваюсь с математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги оригами и давно интересующая меня математика.

Цель работы. Расширение знаний об истории развития оригами, выяснение, каким образом математика проявляется в оригами.

Задачи.

    Изучить понятие, историю происхождения, виды оригами;

    Исследовать связь математики и оригами на примере модульного оригами;

    Научить одноклассников создавать различные фигуры в технике модульного оригами и заинтересовать их данной работой;

    Разработать буклет для одноклассников с описанием последовательности выполнения фигуры павлина в технике «Модульное оригами».

Объект.

Оригами в математике.

Предмет исследования.

Модульное оригами.

В процессе изготовления фигур оригами я открыл для себя удивительное явление: из плоского листа бумаги появляется объемная фигура. Если развернуть фигурку оригами, и посмотреть на складки, то можно видеть множество многоугольников. И здесь я столкнулся с математическими понятиями и подумал, что с помощью оригами, можно показать, что математика не скучная наука, а красота и гармония.

Так появилась гипотеза: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Методы исследования.

Поиск и анализ информации в Интернете, библиотеке, практическая работа, описание, обобщение, фотосъемка.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, появляются сначала в монастырях. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.

Со временем оригами стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку. Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка, были символом дружбы и доброго пожелания. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Далее бумага перестает быть предметом роскоши, и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» - традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес. Он изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигур. Он не только доказал, что искусство складывания может быть широко применимо на практике, но и способствовал его распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей.

Новый поворот в истории оригами тесно связан со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Каждый, кто брался за оригами, знает историю Садако, девочки из Хиросимы, которая делала журавликов, веря, что это спасёт её от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что, если она сделает 1000 журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрёт. И тогда она стала дарить журавликов другим больным. Каждый журавлик, которого делала Садако, был молитвой, молитвой о спасении человека. Девочка успела сложить 644 фигурки и умерла. Её подруги закончили остальных журавликов. Печальная история японской девочки подняла волну детской солидарности во всём мире. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами. Так возникло движение «1000 журавликов». Это движение вызвало интерес к японскому искусству оригами.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

В Европе же в начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, каждый год проводятся выставки и конференции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оригами появилось очень давно и в разное время, в разных странах использовалось для различных целей: украшение стен храмов, передача посланий, обучение, игры. В настоящее время оригами завоевало весь мир. С каждым годом, все большее количество людей вовлекаются в это искусство.

1.2. Виды оригами

Существует пять основных видов оригами: простое оригами, складывание по развертке, мокрое складывание, модульное оригами и киригами. Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Этот стиль ограничен использованием только складок, как складки между горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. (Приложение 1, рис.1)

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, но по праву считается наиболее точной и практичной, ведь представляет собою диаграмму, которая нанесена на лист и которой пользуется мастер-оригамист перед складыванием. А линии, которые показаны на диаграмме, есть не что иное, как будущие складки, из которых впоследствии сформируется конечная фигура. (Приложение 2, Рис.2)

Мокрое складывание

Мокрое складывание— техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометрических объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. (Приложение 2, Рис.3)

Модульное оригами

Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей. (Приложение 3, Рис.4)

Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

В этой технике можно создавать целые бумажные скульптуры, а также различные полезные предметы, которые можно использовать в быту и преподнести в качестве подарка: коробочки, подставки для мелочей, шкатулки, вазы.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама , объёмное тело шарообразной формы. (Приложение 4, Рис.5)

Киригами

Киригами - вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага.

Большинство людей помнит, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тоже образец дважды. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами. (Приложение 4, Рис.6)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует несколько видов оригами, каждый из которых интересен по-своему.

1.3. Оригами - это математика

Многие считают, что оригами, это забава, с помощью которой люди создают различные фигуры, но очень многое в оригами связано с математикой, геометрией.

В процессе складывания фигур оригами мы учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, диагональ, узнаем многое другое, что относиться к математике и геометрии.

Американский педагог Ф.Фребель предлагал основы геометрии изучать не с помощью линейки, циркуля и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс.

Оригами способствует активности как левого, так и правого полушария мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. На занятиях по математике при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

Горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

Сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;

Квадраты;

Все виды треугольников (Приложение 5, рис.7).

В ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами.

Работа по схемам, процесс складывания плоскостных фигур направлены на развитие восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

По мнению дизайнера оригами Адзума Хидэаки, если развернуть фигуру оригами и посмотреть на складки - то можно увидеть лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном же виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, то мы можем увидеть множество геометрических фигур.

С точки зрения математики оригами, это точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования окончательного объекта. Я проанализировал базовые формы оригами (Приложение 6, рис.8) и заметил, что уже при первом знакомстве с этим искусством дети узнают о таких простых геометрических фигурах, как прямоугольник и треугольник. Сам же процесс складывания подразумевает выполнение последовательности точно определенных действий по следующим правилам, которые перекликаются с законами математики:

Точность выполнения инструкции;

Точки определяются пересечениями линий;

Линия определяется либо краем листа, либо линией сгиба бумаги;

Все линии прямые и делятся на два вида параллельные и перпендикулярные.

Таким образом, математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование

С целью выяснить, имеют ли представление об оригами и знают ли о том, что оригами связано с математикой, был проведен опрос учащихся 2 «Г» класса на тему: «Оригами» (Приложение 7). Количество опрошенных - 28 человек. В ходе опроса мы узнали, что 80% ребят знают, что такое оригами, 20% - не знают.

50 % опрошенных считают, что оригами способствует развитию интереса у человека, 18 % - мелкой моторики, 12 % - ума, 20% - затрудняются ответить. (Приложение 7).

100% ребят считают, что технику оригами можно использовать на уроках труда.

60% ребят не умеют создавать фигуры в технике оригами, 40% - умеет.

Ребята нашего класса выразили 100% желание научиться создавать фигуры оригами.

Таким образом, можно сделать вывод, что мои одноклассники имеют представление о том, что такое оригами, но считают, что оригами можно использовать только на уроках технологии.

2.2. Мастер-класс «Оригами - это увлекательно»

Исходя из результатов первого анкетирования, и для того чтобы познакомить одноклассников с разнообразием оригами, и убедиться вместе с ними в том, что оригами связано с математикой, в классе мы (с классным руководителем) провели мастер - класс под названием «Оригами - это увлекательно», на котором показали этапы технологии создания модульного оригами, а также рассмотрели развертку модуля с точки зрения математики. Сначала я показал свои работы, сделанные в технике оригами. Далее мы приступили к созданию сердечка в технике модульного оригами. Ребята научились правильно складывать бумагу, создавать модули, с помощью которых потом они собирали сердечко. После создания первого модуля, я попросил ребят развернуть лист, который они сложили, и задал им вопрос: «Что вы видите на листе бумаги?». Они ответили, что видят множество прямых линий (места сгиба), различные фигуры - треугольники, прямоугольники. Таким образом, мы вместе с ними, убедились в том, что с помощью оригами можно изучать различные геометрические фигуры, а значит, мы можем использовать оригами при изучении некоторых тем в школьном предмете «математика». Я рад, что смог научить одноклассников делать модульное оригами. Теперь и они смогут поздравить своих дорогих и любимых мам (близких людей) с праздником и подарить незабываемый подарок, сделанный своими руками. (Приложение 8,10).

После мастер-класса, я еще раз провел анкетирование. По его результатам, можно сказать о том, что мои одноклассники расширили свои знания об оригами и, создавая фигуры оригами, убедились в том, что оригами связано с математикой и может использоваться на уроках математики.

2.3. Беседа учителем математики МБОУ СОШ №8 г.Туймазы Пупышевой В.В.

Для того, чтобы удостовериться в своих предположениях о том, что оригами связано с математикой я также побеседовал с учителем математики высшей категории МБОУ СОШ №8 г.Туймазы Пупышевой Верой Владимировной. (Приложение 12).

На простейшем примере, складывание листа бумаги по вертикали и диагонали, она показала, что мы уже решаем задачи на построение: строим перпендикуляр к прямой, биссектрису угла, высоту треугольника. Учитель отметила, что при решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов. Во время беседы мы вместе с учителем выполнили несколько несложных задач методом оригами: разделили один из углов квадрата на три равных угла, построили правильный треугольник. После выполнения задач, Вера Владимировна сказала о том, что точность полученных правильных многоугольников можно проверить с помощью чертежных инструментов либо применить математическое обоснование. Также учитель показала мне изображения готовых разверток различных многогранников, которые изучаются в старших классах.

Во время беседы, Вера Владимировна подтвердила мои предположения о том, что математика тесно связана с оригами. С помощью оригами можно успешно решать различные задачи на построение, также изучать различные геометрические, обьемные фигуры.

Заключение

В ходе исследования мною была проведена следующая работа:

    Изучил Интернет-ресурсы и литературу в Туймазинской центральной библиотеке

Визитная карточка

МБОУ «Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан.

Научно-исследовательская работа

«Мой след в науке VII»

Тема: Оригами

Секция: творческие работы и научно-техническое моделирование

Работу выполнила: ученица 6 класса

Гильфанова Миляуша М.

Руководитель: Мухаметзянова Гульнар Г.

1. Введение ………………………………………………………………..... 3

2. Истории возникновения оригами…….……………….……....................3

3. Теоретическая часть: изготовление модулей…………….. ………..…..4

4. Практическая часть: изготовление поделок …….……………………...5

5. Заключение………………………………………………………………..10

6. Источники информации………………………………………………....11

7. Приложение (мои работы)…………………………………………….....12

Цель работы: изучить возможности техники модульного оригами для изготовления поделок.

Задачи: 1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2.Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.

Я, Гильфанова Миляуша, очень люблю делать игрушки своими руками. Их у меня много. В этом году я нашла себе новый вид увлечения. Это игрушки… оригами. Модульное оригами.


Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья - бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».


Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами - традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки.
Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».
Ни для кого не секрет, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. В силу ряда причин, на Западе искусство бумажного складывания стало известно именно в его японском варианте - оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название «китайское модульное оригами».

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Особую популярность модульное оригами обрело в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели - благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это - абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне - я услышу,

Покажи мне - я запомню,

Дай мне сделать самому -

Я пойму!»

И хочу, представит вам свои творческие работы из бумаги на примере «Зайца». Нам понадобятся треугольники, из которых и собирается это модульное оригами. Заяц получается очень живым, красивым и смотрится невероятно эффектно.

Но перед тем, как приступать к изготовлению объемного оригами зайца, нужно научиться делать треугольные модули оригами.

Как сделать треугольные модули оригами для производства поделок


1. Согни прямоугольник пополам.

2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горкой к себе.

3. Согни края к середине.

4. Переверни.

5. Подними края вверх.

6. Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разогни.

8. Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.

9. Согни пополам.

10. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.


Всего для зайчика потребуется 522 треугольных модуля. Можно взять только белые модули (лучше всего подходит офисная бумага) или сделать 402 белых и 120 цветных модуля. Свитер для зайчика можно сделать одного цвета или в полосочку. Всего пять рядов (пять полосок), в каждом ряду по 24 модуля. Для этой модели взяли 48 голубых, 48 жёлтых и 24 синих модулей. Возьмем 48 белых модулей для того, чтобы собрать первые два ряда. Расположим три модуля так, как показано на рисунке, в ставим уголки первых двух модулей в кармашки третьего.

Возьмем ещё два модуля и присоедини их к первым таким же способом. Соберем все модули в цепочку. Последним модулем замкнем кольцо. Получилось два ряда по 24 модуля в каждом.

Выполним третий ряд, надевая модули в шахматном порядке.

Аккуратно вывернем круг, превращая его в подобие чаши. Первый ряд при этом становится подставкой и сбоку его, практически, не видно. Возьмем 24 голубых модуля и выполняем четвёртый ряд. Обратим внимание на то, что голубые модули нужно укреплять немного выше, слегка отодвигая нижний конец. Тогда свиторок будет немного отходить от туловища.

Выполним весь четвёртый ряд и выровняем модули.

Точно так же выполним ещё четыре ряда.

Возьмем 24 белых модуля и надеваем их на голубые, развернув короткой стороной наружу, а длинной внутрь.

Этот ряд должен получиться уже предыдущих за счёт того, что белые модули развёрнуты другой стороной и размещаются на концах голубых.

Следующий ряд необходимо увеличить на 6 модулей. Для этого на каждый четвёртый модуль надеваем не один, а два модуля. Модули развёрнуты длинной стороной наружу.

Внимание! Первые два ряда головы имеют достаточно неустойчивое соединение. Следующие ряды закрепят всю конструкцию, но эти два ряда нужно собирать внимательно и аккуратно.

Теперь в каждом ряду будет по 30 модулей. Продолжаем собирать ряд за рядом. Всего голова состоит из восьми рядов (один из 24 модулей, другие из 30).

В последнем ряду сведем все модули вместе, придавая голове округлую форму.

Для ушка возьмем 6 модулей и укрепим их так же, как в первом ряду головы.

Во втором ряду наденем 5 модулей, в третьем — снова 6. Причём, крайние модули будут надеваться на крайние уголки первого и второго рядов. Выполним таким образом 7 рядов. В восьмом ряду необходимо сделать сужение. Два крайних модуля надеваем сразу на три крайних конца предыдущего ряда. В восьмом ряду окажется 5 модулей. В девятом наденем только 4 модуля, причём, два средних поставим выше других.


Пропустим один модуль, т. е. оставь свободными 4 уголка, и выполним точно так же второе ушко.

Нарисуем , вырежем и приклеем детали: глазки, мордочку, ручки, воротник. Ручки вырежим из прямоугольников плотной бумаги размером 2х3 см. Закруглим прямоугольники с одной стороны, а с другой приклеем полоски бумаги такого же цвета, как и одежда. Ручки можно просто вставить между модулями или подклеить. Прямоугольник 4х8 см можно надрезать бахромой, завить её и сделать зайчику чёлочку. Вот и все. Зайчик получился очень забавным и ярким.

Заключение

Вот эти игрушки стали моими друзьями. Сейчас я начала собирать кораблик. Попробуйте и Вы. Очень увлекательно и интересно. Как сказал великий Леонардо да Винчи«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».Складывание фигурок из треугольных модулей оригами - занятие настолько увлекательное и приятное, что усвоив одну модель, сразу хочется попробовать что-то ещё, узнать новые возможности. Выполнив несколько объемных поделок (см. Приложение1, 2,3,4.5), я смог без схемы собрать корзинку для цветов (см. Приложение 6) . И не всегда всё сразу получается…. А начав новую поделку, хочется быстрее её завершить и увидеть результат. И я хочу сказать огромное спасибо маме, папе, сестрам за то, что они помогают мне создавать эти поделки. Ведь для них нужно много модулей и бумаги. Например, для двух зайчиков потребовалось более тысячи модульных треугольников, а бумаги ушло около 65 листов формата А4. Несколько вечеров мы всей семьёй делаем модули для поделки, а затем наступает самое интересное, самое загадочное - «бумага оживает»! Попробуйте и Вы. Как сказал великий Леонардо да Винчи: « Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».

Экономическая оценка

Расчет себестоимости вазы.

4.yourorigami .info /2008/01/28/statya -posvyashhennaya -origami .html

5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.

Мои работы

1.Сова 2. Снеговик 3.Лунаход

4. Лебединое озеро 5. Кошка с котенком

6. Снеговик с подарками 7. Я и мои работы.