Упражнения для развития креативности. Тренинг направленный на развитие креативности Упражнения развития креативности и творческих способностей

Креативность - это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Упражнение №1: “Два случайных слова”

В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: “Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют”.

Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.

Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.

Упражнение №2: “Игра в ассоциации”

Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.

Например, а нашем случае: диктофон…

  • стильный;
  • функциональный;
  • удобный;
  • легкий;
  • белый.

Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…

  • изумрудный;
  • зимний;
  • жареный;
  • ситцевый;
  • сморщенный.

Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Упражнение №3: “Безумный архитектор”

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.

Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.

Упражнение №4: “Час молчания”

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.

В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя “да” , “нет” и “не знаю” . Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.

Упражнение №5: “Тест на креативность”

Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма “99 франков”: “Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм” .

Пояснительная записка.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требуют от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начнутся в самом начале образовательного процесса, еще с дошкольных учреждений, и будут продолжаться на протяжении всей трудовой – творческой! – деятельности личности. Благоприятная окружающая среда, и квалифицированное педагогическое руководство являются условиями развития творческого потенциала одаренных учащихся. В последнее время явление, обозначенное термином одаренность (феномен креативного развития), привлекает внимание профессионалов в области педагогики и психологии. Признание значимости проблемы не только привлекает к ней внимание, но и стимулирует профессионалов продвигаться по пути ее решения. Предлагаемый курс является шагом на этом пути. В условиях реформирования среднего образования система повышения квалификации педагогических кадров предусматривает условия для повышения их компетентности в вопросах выявления, поддержки и развития креативной молодежи. Знания об особенностях феномена, проблемах и многообразии проявления позволят педагогам прогнозировать развитие креативной личности и создавать условия для ее полноценной реализации. Важно сделать этот процесс радостным и эффективным для всех его участников. Упражнения, предусмотренные в программе в рамках практического занятия, дадут возможность педагогам почувствовать влияние творческой среды на собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации педагогических кадров для работы с креативными учащимися.

Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию креативности у учащихся.

Задачи курса:

1. Определить наиболее эффективные условия развития креативности в учебно-воспитательном процессе школы.

2. Познакомить слушателей с критериями выявления креативности.

3. Способствовать развитию творческого потенциала личности учителя.

Ключевые понятия курса: одаренность, креативность, креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс, интересы, ценности, признаки креативности, параметры креативности, черты творческой личности, прогнозирование развития.

Тематический план

Тема 1. Выявление и условия развития креативности личности.

Творчество как предмет исследования в психологии. Творчество и творческие способности, творчество и знания, исследовательское поведение и творчество. Понятие креативность. Подходы к исследованию креативности. Креативность как личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией. Креативность как созидательный процесс. Креативность как результат деятельности, связанный с созданием нового. Креативная среда. Одаренность как феномен креативного развития. Основные параметры характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Условия проявления креативности. Общие принципы обучения творчеству. Влияние учителя на развитие креативности учащихся.

Тема 2. Развитие творческого потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса.

Упражнения для развития креативности педагогов.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют в психологии подходы к изучению креативности?

2. По каким признакам можно выявить креативного учащегося?

3. Качества, характеризующие креативную личность?

4. Какие черты творческой личности повышают вероятность реализации творческого потенциала?

5. Каковы психологические условия для развития креативной личности? Выделите наиболее значимые.

6. Как влияет личность педагога на развитие творческого потенциала одаренного учащегося? Приведите примеры.

7. В чем заключается фасилитирующее влияние личности педагога на личность ученика?

Литература:

1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. -М. , 1981.

2. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: Монография. -ч. 1-Минск, 1995.

3. Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998.

4. Кашапов М. М. , Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.

5. Латыпов Н. Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга. - Спб. : Питер, 2005.

6. Меерович М. И. , Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практич. Пособие. - Мн. : Харвест, 2003.

7. Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2001

8. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.

9. Психология одаренности: от теории к практике// Под ред. Ушакова Д. В. - М. : ПЕРСЭ, 2000.

10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр “Академия”, 2000.

11. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб. : Питер, 2004.

12. Суворов В. В. Психологическая и онтологическая семантика креативности. // Одаренный ребенок, №2 – 2005. С. 13-15.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по проблеме

“Психологические условия развития креативности личности”.

1. Одаренность как педагогический и психологический феномен.

2. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными детьми.

3. Школьные проблемы одаренных детей.

4. Особенности социализации креативной личности.

5. Развитие и становление личности творчески одаренного ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богоявленская М. Е. Природа проблемм одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60.
  2. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн. . 2005.
  3. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб. , 2001.
  4. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2005. С. 66-76.
  5. Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
  6. Кашапов М. М. , Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.
  7. Мальнева Е. М. Ролевые игры как средство активизации творческого мышления. // Одаренный ребенок, №2 – 2005. с. 56-58.
  8. Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.
  9. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. -М. : Прогресс, 1991.
  10. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.
  11. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр “Академия”, 2000.
  12. Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. // Одаренный ребенок, №4-2004. с. 58-60.

Тема 2. Развитие творческого потенциала учителя.

Цель: Развитие актуальной креативности педагогов.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: “Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами.

1. Принятие правил группой.

2. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”.

Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.

Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.

Упражнение “Рассказ из заголовков”.

Цель: Развитие дивергентного мышления.

Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать, используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).

Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).

Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

Упражнение “Композиция из предметов”.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Цель: Развитие творческого воображения.

Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.

После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только пожеланию

Организация окончания тренинга:

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

Собрал и систематизировал стратегии творческого мышления.

Предлагаем вам несколько игр и головоломок из его книги.

КВОТА ИДЕЙ

Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу. Квота поможет активно генерировать идеи и альтернативы, не дожидаясь, когда они появятся сами собой. Старайтесь выполнять квоту, даже если идеи, приходящие вам на ум, на первый взгляд будут казаться смехотворными или притянутыми за уши. Квота не должна мешать генерировать больше идей, чем «положено». Пусть она служит лишь гарантией того, что вы не опуститесь ниже установленного минимума.

Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Он свято верил, что надо упражнять собственный ум и умы своих сотрудников, и считал, что без установленной квоты идей не достиг бы столь многого. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному - каждые полгода.

Эта картинка чем-то напоминает сознание - всякий раз, когда смотрите на нее, вы видите нечто новое. Каково же ее содержание? Скорее всего, вы рассмотрели несколько букв и цифр.


На самом деле здесь можно рассмотреть все 26 букв латинского алфавита и цифры от 0 до 9. Хотите верьте, хотите нет. И вы все это действительно увидите, потому что все это здесь есть. Точно так же вы можете заставить свой ум генерировать новые и новые идеи, чтобы выполнить установленную квоту.

«ПОПАДАНИЕ В ТОН»

Когда радар улавливает цель, пилот истребителя рапортует: «Попал в тон!» - и с этого момента пилот, а вместе с ним и авиаприборы сосредоточиваются на поражении цели. В повседневной жизни попасть в нужную тональность - значит обращать больше внимания на происходящее вокруг.

Сколько букв «п» в приведенном ниже тексте?

Потребность в постоянной профессиональной подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота занимает помыслы владельцев первоклассных ферм. Поскольку предки фермеров подготавливали помощников фермеров для первоклассных ферм в процессе производства продуктивного скота, владельцы первоклассных ферм считают, что они обязаны постоянно продолжать традицию своих предков по подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота, поскольку они считают, что профес- сиональная подготовка помощников является полноценным фундаментом поддержания продуктивного хозяйства на фермерском подворье. Общее количество букв «п»: _______

КРОХОТНЫЕ ИСТИНЫ

Это упражнение поможет стать внимательнее. Оно было разработано Майнором Уайтом, который преподавал фотографию как дисциплину в Массачусетском технологическом институте. Итак, выберите картину (или фото), которая вам нравится и при этом содержит много деталей. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Установите таймер или будильник на десять минут. Не двигаясь, смотрите на картину, пока не зазвучит сигнал. Сохраняйте полную сосредоточенность на изображении. Не позволяйте свободных ассоциаций. Обращайте внимание только на картину, стоящую перед вами.

После сигнала отвернитесь и вспомните все, что видели. Попробуйте восстановить изображение зрительно, а не словесно. Примите воображаемое, каким бы оно ни было. После того как ваше созерцание и ваше впечатление оставят только легкий «аромат», вернитесь к обычной деятельности, стараясь время от времени вызывать в памяти образ картины. Вам начнут открываться крохотные истины, которые могут обнаружиться, лишь когда внимание будет полным. Вспоминайте картину часто и обязательно визуально.

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Психолог Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления и помочь в таких сложных делах, как построение сюжета романа, создание научной теории, планирование производства, - то есть там, где требуется учитывать многочисленные взаимосвязи и переплетения. Попробуйте с друзьями поиграть в игру:


ЧЕЛОВЕК НА ВЕРЕВКЕ

Представьте себе, что вы - тот человек, который изображен на рисунке слева. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного - только то, что лежит в них обычно. Как решить задачу?


СПИЧКИ И ЦИФРЫ

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выло- жены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?


Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс

Предлагаемая программа тренинга креативности рассчитана на старшеклассников и студентов младших курсов, хотя может, с некоторыми модификациями, проводиться и с участниками других возрастов.

Оптимальный размер группы 8‑16 человек, возможный – от 5 до 25–30. Основной акцент в программе сделан на решении следующих задач:

1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности : беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

2. Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем , а также достижении личных и профессиональных целей.

3. Формирование навыков командной творческой работы. Тренинговые упражнения объединены в 12 занятий, каждое из которых рассчитано ориентировочно на 3 академических часа. Таким образом, общая длительность программы составляет 36 часов. Но нужно помнить, что указанное время условно, реальная продолжительность работы зависит от целого ряда факторов, в частности от размера группы. Хотя в большинстве упражнений и приведены временные ориентиры, они касаются не столько их длительности в целом, сколько продолжительности выполнения конкретных этапов работы (генерации идей, рисования, выполнения презентации и т. д.). Скорее всего, количество упражнений для указанного времени будет избыточным – таким образом, у ведущего останется возможность для их выбора.

Описание каждого занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания входящих в его состав упражнений. Они выполнены по единой схеме: процедура проведения упражнения, его психологический смысл, обсуждение , в некоторых случаях – примеры выполнения. Последовательность занятий и упражнений внутри каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и правил организации социально‑психологических тренингов. Разумеется, такая последовательность вовсе не единственно допустимая, опытные ведущие могут пользоваться набором упражнений как «конструктором» для создания собственных программ, отвечающих конкретным задачам и условиям работы.

Знакомство и сплочение

Задача занятия: познакомить участников, сплотить их, создать общее представление о креативности и о том, в чем суть тренинговых технологий ее развития. Целесообразно начать с короткого представления, провести 2–3 техники знакомства, а потом, прежде чем переходить к следующим упражнениям, уделить 15–20 минут рассказу о том, что такое креативность, из чего она складывается и в каких ситуациях нужна. Кроме того, следует обсудить и принять правила работы в группе:

♦ Проявлять активность.

♦ Слушать друг друга, не перебивая.

♦ Говорить только от своего лица.

♦ Если информация адресована кому‑то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

♦ Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках.

♦ Избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что‑то покритиковать – дождаться обсуждения.

♦ В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Техники знакомства

«Все, кроме имени». Участники знакомятся в парах (2–3 минуты, форма произвольная), после чего каждый представляет своего соседа всем остальным участникам. Имя он называет реальное, а все остальное выдумывает сам, но таким образом, чтобы это имя запомнилось.

«Три факта». Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них реальный, а два других – выдуманные. Задача остальных – определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительности (участникам предлагается поочередно проголосовать за истинность каждого из фактов). Потом тот участник, который представлялся, раскрывает истину: какой же из приведенных фактов реален.

«Я знаю…» Участник, держа мяч, говорит «Я (Ф. И.), и я знаю (называет какую‑нибудь знаменитость)», после чего перекидывает мяч другому. Тот должен таким же образом представиться и назвать другую знаменитость, первая буква фамилии которой начинается с последней буквы имени предыдущего участника. Мяч дважды одному и тому же участнику не бросают. Побывав в руках у каждого, он перебрасывается в обратном порядке, и тот, кто кидает его, называет по имени того, кому он намерен бросить.

Упражнение «Карусель»

Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне, те, кто во вторую, – занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, сидящие во внутреннем круге принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а во внешнем – активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через полторы‑две минуты по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и изменяется распределение ролей: слушавшие теперь рассказывают, а рассказывавшие – слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли, и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:

♦ мои достижения;

♦ мои умения;

♦ не все знают обо мне, что…

Набор тем может быть и другим, но желательно, чтобы они давали возможность для самораскрытия в позитивном ключе, рассказа о своих достоинствах, сильных сторонах. Нежелательно обсуждать слабые стороны, недостатки участников.

Знакомство, возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств. Упражнение позволяет проявить то, что не очень одобряется в традиционном общении, но важно для творческого самораскрытия: рассказать о своих сильных сторонах, достоинствах, немножко похвастаться.

Обсуждение. Что нового и неожиданного вы узнали о тех, с кем общались? А о самих себе? В какой роли вам было комфортнее – говорящего или слушающего, с чем это связано? В обычной жизни не очень‑то принято хвастаться, рассказывать о своих достижениях и сильных сторонах… Как вы думаете, почему? Когда и из‑за чего о своих достижениях рассказывать действительно не стоит, а когда можно и похвастаться?

Упражнение «Назови число»

Описание упражнения. Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа, пока задание не будет выполнено.

Психологический смысл упражнения. Обучение координировать совместные действия.

Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть?

Упражнение «Скрепки»

Описание упражнения. Участники делятся на подгруппы по 5–6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 минута для обсуждения, как же выполнить это задание быстрее всего, и игра повторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.

Психологический смысл упражнения. Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше выполнить ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия.

Обсуждение. Насколько быстрее удалось выполнить упражнение со второй попытки? С чем связано это ускорение – с тем ли, что произошла тренировка, с тем ли, что был изобретен более эффективный способ деятельности, с более четкой координацией действий участников, или же еще с чем‑либо? Насколько реально спланировать деятельность и распределиться, кому что делать, если нет ясности, какими способами ее выполнять?

Упражнение «Перекинь мячик»

Описание упражнения. Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом, и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Обсуждение. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное виденье мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Любопытный»

Описание упражнения. Водящий называет какую‑либо букву из числа распространенных в речи (не «ы» и не «ь»), после чего начинает задавать другим участникам различные короткие вопросы (каждому по одному). Ответом на них должны служить слова, начинающиеся на эту букву. Довольно часто цепочка вопросов‑ответов выстраивается в логически связанный рассказ, но это вовсе не обязательно. Главное здесь не логика, а оперативность реакции, умение быстро придумывать много вопросов и ответы на них. Кто задерживается с ответом более чем на 2–3 секунды или говорит слово, начинающееся на другую букву, сам занимает место водящего, называет новую букву и игра продолжается.

Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка, тренировка быстроты реакции на неожиданные вопросы.

Обсуждение. Какие варианты вопросов и ответов запомнились, показались наиболее интересными?

Пример Допустим, названа буква «К». Тогда беседа может выглядеть, например, таким образом:

Кто? – Коза.

Где? – В кафе.

Что делает? – Красуется.

С кем? – С котом.

Кто этот кот? – Колдун.

Он нравится козе? – Когда как.

Упражнение «Стоп‑кадр»

Описание упражнения. Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют благодаря мимике и пантомимике (позе, жестам, движениям тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп‑кадр» продолжается 8‑10 секунд, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп‑кадры» с помощью цифровой фото– или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:

♦ Время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех.

♦ Встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Психологический смысл упражнения. С одной стороны, упражнение развивает навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Обсуждение. Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя при выполнении этого упражнения и в ходе наблюдения за другими участниками?

Творческое мышление (1)

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Главная задача этого и последующего занятий – продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

Многие упражнения, предназначенные для этого, напоминают по форме головоломки, логические задачки. Однако в них требуется найти не единственно правильный ответ, а разглядеть как можно больше разнообразных и оригинальных, хотя и логически непротиворечивых вариантов. Это лучше всего делать в непринужденной, игровой форме; занятия ни в коем случае не должны напоминать экзамен или тестирование.

Вот отрывок, хорошо иллюстрирующий специфику творческого мышления:

«В Швейцарии производят бренди, в бутылку которого помещена целая груша. Как она туда попала? Самое первое предположение: горлышко бутылки было отлито после того, как груша оказалась в ней. Другая догадка: дно бутылки приварили, когда груша уже была внутри. Все полагают: раз груша спелая – значит, и поместили ее бутылку уже полностью созревшей. На самом же деле, если бы мы увидели, как в бутылку через горлышко просовывают ветку с крохотным ростком, который через какое‑то время превращается в зрелую грушу, нам бы не пришлось долго ломать голову над поставленным вопросом» (Де Боно, 1997, с. 102).

Упражнение «Что?», «Откуда?», «Как?»

Описание упражнения. Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой‑либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

1. Что это?

2. Откуда это взялось?

3. Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Психологический смысл упражнения. Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение. Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Упражнение «Оригинальное использование»

Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких:

♦ бумажных листов или старых газет;

♦ пустых картонных коробок;

♦ кирпичей;

♦ автомобильных покрышек;

♦ бутылочных пробок;

♦ порванных колготок;

♦ перегоревших лампочек;

♦ алюминиевых банок из‑под напитков;

♦ снега, льда.

Работа выполняется в командах по 4–5 человек, время – 10 минут. Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Идея оценивается в 1 балл, ее демонстрация – в 2 балла (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая подгруппа представляет еще один способ и т. д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.

Психологический смысл упражнения. Оно дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет их тренировать, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, позволяет акцентировать внимание участников на распределении ролей в группе при решении креативных задач (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые).

Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто их воплощал, кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Ведут ли себя участники и в жизни так же, как в этом упражнении?

Когда упомянутая часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

Беглость : число идей, выдвинутых каждым из участников.

Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах.

Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный самолетик, кораблик или еще какую‑то подобную фигурку; с позиции беглости это все разные идеи, но с позиции гибкости, все они относятся к одной категории (оригами).

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп по этим параметрам, при необходимости советуясь с ведущим.

Упражнение «Усовершенствование игрушки»

Описание упражнения: Участникам демонстрируется мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше принципиально осуществимых способов ее усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4–5 человек, время работы 8‑10 минут. Потом представители каждой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.

Психологический смысл упражнения. Тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы.

Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Упражнение «Логические задачки»

Описание упражнения: Участникам предлагается решить несколько логических задачек, например таких:

♦ сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек;

♦ соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги;

♦ имеются четыре фрагмента цепочки, каждое из который состоит из трех замкнутых колец. Разомкнуть одно кольцо стоит 10 рублей, сомкнуть – 20. Нужно последовательно соединить все четыре фрагмента цепочки в один круг, потратив на это 90 рублей;

♦ крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что‑то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (они друг друга съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плаванье» без крестьянина на борту. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы? Первые 1–2 задачки участникам предлагается решить индивидуально, потом организуется работа в командах по 3–4 человека. Участников просят не просто решать задачи, но при этом еще и наблюдать за тем, как это происходит: во‑первых, обращать внимание на то, как им самим приходят идеи, во‑вторых, на то, как складывается командная работа.

Психологический смысл упражнения. Общее между предлагаемыми задачками состоит в том, что для их решения нужно выйти за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска решения в направлении, приходящем в голову при поверхностном рассмотрении ситуации. Упражнение позволяет тренироваться в решении задач такого рода и создает условия для наблюдения и самонаблюдения за тем, как это происходит.

Упражнение «Фотозагадки»

Описание упражнения. Участники, объединившись в подгруппы по 3–5 человек, получают для работы по 2–3 «фотозагадки» – снимка, на которых изображено нечто на первый взгляд не вполне понятное, допускающее различные трактовки. Это может быть обыкновенный предмет, но снятый в необычном ракурсе (например, вид снизу на автомобиль), какой‑либо странный предмет неизвестного назначения, занятый непонятной деятельностью человек, отдельная деталь чего‑либо, по которой трудно определить, к чему она относится, и т. п. Ведущий может либо сам сделать или отыскать такие снимки, либо поручить участникам в качестве домашнего задания их нахождение в цветных журналах и собственных фотоархивах.

Участников просят в течение 6–8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы, касающиеся каждого из снимков:

1. Что изображено на снимке?

2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью этого снимка?

3. Как можно было бы озаглавить данный снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?

Потом представители каждой из подгрупп демонстрируют фотографии, с которыми они работали, и предлагают свои варианты ответов на вопросы об этих снимках.

Психологический смысл упражнения. Обучение восприятию в новых, неожиданных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка умения генерировать идеи о способах этой трактовки, искать неожиданные ассоциации.

Обсуждение. Какие варианты трактовки снимков наиболее запомнились, показались самыми интересными и творческими? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?

Упражнение «Невероятная ситуация»

Описание упражнения. Участникам предлагается поразмыслить над какой‑либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все‑таки случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Упражнение выполняется в подгруппах по 3–5 человек, время работы дается из расчета 5–6 минут на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций для этого упражнения.

♦ Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.

♦ Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.

♦ У всех людей внезапно вырастут хвосты.

♦ Исчезнут окончания во всех словах русского языка.

♦ Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами.

♦ С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.

♦ Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.

♦ Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся в 20 раз.

♦ Все металлы превратятся в золото.

Существуют различные варианты проведения этого упражнения. Например, нескольким подгруппам может быть предложена для обсуждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно получает слово, для того чтобы озвучить одну идею; повторяться нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она выбывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3–5 идей, которые показались наиболее оригинальными.

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.

Обсуждение. Какие из предложенных идей более всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда невероятная на первый взгляд ситуация становится реальной?

Упражнение «Ватрушка»

Описание упражнения. «Наверное, вы видели санки‑ватрушку. Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и приделаны ручки. Человек садится на эту камеру, хватается за ручки и съезжает со снежных горок (см. фото ниже). Представьте себе, что вы залезли с такой ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг, уже будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрытая кочками. Ехать с нее страшновато, можно упасть и больно ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете – все‑таки поехать несмотря на боязнь или отказаться?»

Дальнейшие инструкции различаются:

1. Для тех, кто откажется: «Что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не улетела со склона в сторону».

2. Для тех, кто поедет: «Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

Психологический смысл упражнения. Помимо моделирования ситуации для генерирования идей, упражнение позволяет выйти на обсуждение проблемы отношения к риску: готовы ли участники оказываться в ситуациях неопределенности, потенциально чреватых неприятными последствиями, с чем связана эта их готовность или неготовность.

Упражнение «Гулливер»

Описание упражнения. Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

♦ кровати;

♦ постельного белья;

♦ машины;

♦ домашнего животного;

♦ записной книжки.

Упражнение выполняется индивидуально, время работы – 10–12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Психологический смысл упражнения. Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера – в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предметов представляются наиболее интересными? Какие неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

Творческое мышление (2)

Мы не раз спрашивали людей, как и когда у них возникали свежие идеи. Ответом чаще всего было: на прогулке, за рулем автомобиля, в ванной, во время отдыха и прослушивания музыки. Но мы ни разу не слышали, чтобы новые идеи рождались во время работы на компьютере…

Б. Клег, П. Бич

На этом занятии продолжается тренировка основных качеств творческого мышления. Акцент при обсуждении упражнений следует сделать на том, в каких именно жизненных ситуациях и для чего нужны соответствующие качества, дать участникам возможность провести как можно больше параллелей между тренингом и обычной жизнью.

Упражнение «Причины и следствия»

Описание упражнения. Участникам дается изображение или краткое словесное описание какой‑либо ситуации, допускающей множество вариантов трактовки, которая возникает вследствие разнообразных причин и приводит к различным последствиям (см. рисунок). Участники, объединенные в подгруппы по 3–4 человека, получают задание предположить больше:

1. Причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации.

2. Следствий, которые могут возникнуть после нее.

Желательно, чтобы все подгруппы работали над одной и той же ситуацией. На выдвижение идей отводится 10–12 минут. Потом происходит их представление: участники каждой из подгрупп поочередно получают слово, для того чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею и т. п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.

Психологический смысл упражнения. Придумывание возможных причин и следствий ситуаций, допускающих неоднозначную трактовку, – один из наиболее эффективных способов отработки умения генерировать идеи, совершенствования беглости и гибкости творческого мышления.

Обсуждение. Как распределились роли участников при выдвижении идей: кто занял активную позицию, а кто предпочел оставаться пассивным? С чем это связано, и насколько характерны для участников такие же позиции в других жизненных ситуациях? Насколько проявилась гибкость мышления при выдвижении идей, относятся ли они к качественно разным смысловым категориям, или выдвинутые причины и следствия – принципиально одного плана? Каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Какие умения развиваются в ней и где они востребованы?

Упражнение «Мерчандайзер»

Описание упражнения. «Есть такая работа – мерчандайзер, слово происходит от английского merchandise – «товары». Эти работники отвечают за размещение товаров в торговом пространстве. Студенты так часто подрабатывают. Иногда они работают в крупных супермаркетах, но чаще им приходится обслуживать сразу несколько мелких торговых точках и смотреть, как там размещены товары производителя, на которого они работают. Представьте себе, что вы мерчандайзеры. Вам нужно за один день успеть посетить 15 торговых точек, расположенных в разных местах. Транспорта между ними нет, придется ходить пешком. Попробуйте спланировать свой маршрут таким образом, чтобы, посетив все 15 точек, в общей сложности пройти как можно меньшее расстояние и, как следствие, быстрее справиться с работой.

Схема расположения торговых точек представлена на рисунке справа. Чтобы упростить задание, будем считать, что между любыми двумя из них можно пройти по кратчайшему пути, напрямую».

Упражнение выполняется в небольших подгруппах (2–3 человека), время работы 8‑10 минут. Потом каждая подгруппа рисует выбранную траекторию и с помощью линейки измеряет ее длину. Побеждают те, чей путь оказался короче.

Психологический смысл упражнения. Задачи на нахождение кратчайшего пути, связывающего несколько точек, имеют строгое математическое решение, но при 15 точках найти его за отведенное время участникам не удастся, для этого понадобился бы мощный компьютер с соответствующей программой. Поэтому задача превращается для них в ситуацию с высокой степенью неопределенности, вынуждает действовать методом «прикидки». Упражнение дает возможность потренироваться находить решения в таких условиях, а также обсудить, чем обычно руководствуются люди при их поиске.

Обсуждение. Удалось ли выработать какую‑то осмысленную стратегию решения этой задачи, или путь прокладывался просто «на глазок»? Наверняка вы и в жизни сталкивались с похожими ситуациями: нужно попасть за один день сразу в несколько мест, выбрав путь движения, который позволит сделать это быстрее… Как вы решали такие проблемы, чем при этом руководствовались, какой способ считаете самым эффективным? Какие еще жизненные ситуации похожи на описанную, решаются сходным образом?

Упражнение «Пары слов»

Описание упражнения. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа, формулирует логически верное предложение, увязывающее их. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».

Психологический смысл упражнения. «Интеллектуальная разминка», тренировка умения объединять внешне малосвязанные вещи, искать неожиданные аналогии.

Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались наиболее интересными?

Упражнение «Ассоциации»

Описание упражнения

♦ Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними – подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример).

Многим современным людям интересно, как развить творческое мышление. Подобные навыки могут быть очень полезными для полноценной жизнедеятельности человека.

Для этого создаётся специальная литература, комплексы упражнений, электронные приложения и даже курсы, где ученики выбирают подходящего для себя преподавателя.

Существует мнение, что нереально обучить человека мыслить творчески, если эта функция не заложена в нём генетически. Однако это не совсем так. Конечно, на формирование творческого мышления влияют врождённые способности, однако, они не являются базовыми.

Обучать взрослых людей проще за счёт полезного багажа в виде жизненного опыта. Подумав, можно проследить интересную закономерность: большинство мастеров искусства и науки добились главных высот уже в зрелом возрасте, когда их навыки были отточены не только знаниями, но и постоянной практикой.

Главное знать, какие методы творческого мышления помогут воплотить мечты в реальность.

Реальная история о том, как на практике можно использовать методы творческого мышления

Семья Андрея не раз сталкивалась с проблемой непонимания. Потому многие, даже рутинные проблемы, решались спорами и ссорами. Не всегда получалось прийти к решению, которое устраивало всех членов семьи.

Существенных изменений получилось достигнуть, как только Андрей (глава семьи; 48 лет) увлекся идеей развития своего креативного мышления. Ему пришлось потратить немало времени на изучение соответствующей литературы. Сдаваться мужчина не собирался, потому сразу начал выполнять упражнения для развития творческого мышления.

Представители семьи делились на две команды. Одна группа разрабатывала пути решения появившейся проблемы, а другая – старалась развить каждую из идей, пока все не приходили к выбору подходящего варианта.

Со временем ссор в семье стало меньше, так как проблемы не накапливались, а решались совместными усилиями. Каждый мог проявить свою сообразительность и оригинальность.

Что такое творческое мышление и креативность?

Психологи дают разные определения понятиям «творческое мышление» и «креативность». Но в каждой формулировке есть две главные характеристики:

  • это способ мышления;
  • это процесс, что ведет к созданию чего-то нового и уникального.

Практически все методы развития творческого мышления под конечной целью подразумевают формирования оригинальной идеи, которая позволяет раскрыть хотя бы часть потенциала человека.

«У людей есть один чудесный недостаток – мы неспособны делать идеальные копии.»

(Остин Клеон из книги «Кради как художник»)

Условия, необходимые для развития творческого мышления

Ученые не один год занимались изучением влияния окружающих факторов на формирование креативной личности. Творческое мышление и особенности его развития напрямую зависят от средств обучения человека, а также воспитания.

Специалистов начали интересовать методы активизации творческого мышления. Со временем они выделили список способов стимуляции мозговой деятельности в нужном русле.

Известный психолог В.Н.Дружинин в своих трудах описал условия развития творческого мышления.

  1. Отсутствие установленного, стандартизированного образца поведения.
  2. Наличие положительного образца оригинального (креативного) поведения. Чем больше дети общаются с творческими взрослыми, тем выше вероятность формирования ребенка как изобретательной личности.
  3. Создания оптимальных условий для активной творческой деятельности.
  4. Подкрепление выбранного поведения со стороны социума.

Базовые методы развития творческого мышления основываются на вышеуказанных условиях.


Что нужно делать для развития креативности?

Различные способы развития творческого мышления базируются на нескольких основных рекомендациях. В современном мире совершенствоваться довольно легко.

  1. Попробуйте отказаться от стереотипов! Опора на существующие традиции не приводит к успеху.
  2. Старайтесь расширять свой кругозор всеми возможными способами: путешествия, чтение художественной и/или научной литературы, изучение иностранных языков, различные хобби.
  3. Решайте повседневные проблемы, импровизируя. Отходите от привычных действий, отдавайте предпочтения новым подходам.
  4. Знакомьтесь с новыми людьми. Чем больше знакомств, тем больше знаний и опыта можно перенять от других.
  5. Выполняйте упражнения для развития творческого мышления.

Книги для развития творческого мышления

Научиться мыслить творчески реально! Чем больше усилий приложит человек к работе над собой, тем быстрее достигнет желанных высот.

Существует масса книг и учебников, предназначенных для мотивации и обучения читателей. Такая литература идеально подойдёт активным людям, для которых развитие творческого мышления стало важной жизненной целью.

Среди огромного количества полезных литературных источников можно выделить несколько отличных книг.

  • Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»

Автор пытается донести мысль о том, что элементы творчества – это часть тех вещей, которые находятся вокруг нас. Не нужно быть гением, чтобы стать креативной личностью, достаточно просто быть собой и развивать все свои навыки.

Также Клеон описывает эффективные методы активизации творческого мышления.

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм»

Эксперт по креативности рассказывает, как научиться производить только оригинальные и полезные идеи. Сотни необычных задач-головоломок, выполнение которых поможет самостоятельно генерировать толковые идеи в будущем.

  • Марк Леви «Гениальность на заказ»

Леви говорит, что пора отказываться от привычных методов решения задач, нужно учиться думать и действовать нестандартно.

Фрирайтинг – необычная технология развития творческого мышления, придуманная автором для создания оригинальных идей.

  • Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Обязательное условие – сильное желание и стремление к саморазвитию.

  • Братья Маклеод «Создай свою вселенную»

Книга порадует не только полезным текстом, но и забавными иллюстрациями к ситуациям, что описываются братьями. Авторы разбирают некоторые приемы развития творческого мышления. Для этого они подобрали интересные задания, которые помогут раскрыть потенциал каждого читателя.


10 эффективных упражнений

Задачи на творческое мышление созданы для того, чтобы помочь людям развить свои скрытые или не до конца проявленные таланты. Не стоит думать, что заученные фразы из книг об эволюции креативности дадут стопроцентный результат. Как правило, теория – это только часть от целого комплекса методов по саморазвитию.

Полноценное формирование творческого мышления не столько зависит от изученной информации по данной теме, сколько от практики. Потому выполнять специальные упражнения – обязательная составляющая целостного процесса развития.

  1. «Место отдыха»

Во время рабочего дня сделайте себе 15-минутную паузу. Примите удобное положение, расслабьтесь и подумайте об идеальном месте для отдыха. Куда бы вы убежали, чтобы привести свои мысли в порядок? Возьмите листок и постарайтесь написать все мысли, которые приходят в голову.

  1. «Письмо в прошлое»

Вспомните себя в 8-10-12 лет. Проследите, какие существенные изменения произошли с вами за время взросления. Напишите письмо-совет себе ребенку.

  1. «Пустой стакан»

Как много вы можете сказать о пустом стакане? Создайте небольшой рассказ о нем. В качестве наглядного помощника поставьте посудину на стол и параллельно записывайте мысли.

  1. «Я никогда не…»

Составьте список из 50 вещей (поступков), которые вы никогда не сделаете. Подумайте почему. Что бы вас остановило?

  1. «Жизнь в 150 словах»

Представьте персонажа по имени Иван Булочкин (имя по желанию можно придумать самостоятельно). Придумайте ему жизнь (внешность, возраст, профессию, хобби, характер, семью, привычки). Хотели бы вы подружиться с таким человеком?

  1. «Монолог»

Попробуйте написать монолог от лица какого-то неживого предмета (свежесрезанный цветок, старая потёртая сумка, махровое одеяло, упавший листок, библиотечная книга).

  1. «Жалоба носка»

Вообразите ситуацию: мужской полосатый носок попал по ошибке в холодильник, который полностью забит продуктами. Возмущенный предмет одежды начинает жаловаться. Что бы он сказал? Запишите свои мысли.

  1. «Последние деньги»

Подумайте о своём кошельке. Представьте, что там осталось всего 500 рублей, а до зарплаты еще целая неделя. Необходимо поразмыслить и перечислить 10 вещей, которые вы бы купили на последние деньги.

  1. «Меню для любимого врага»

У вас есть возможность накормить «вкусностями» своего врага. Возьмите листок бумаги и составьте полное меню на один день (завтрак, обед, полдник, ужин).

  1. «Правила для домашнего питомца»

Представьте, что вашу собаку, кота, хомяка или другого любимца можно надрессировать обычным списком правил. Напишите инструкцию по поведению в вашем доме. Что бы вы хотели сказать своему питомцу?

Упражнения на развитие творческого мышления полезно проводить хотя бы 2-3 раза в неделю, чтобы прослеживался желаемый эффект. Обязательно доводите каждое задание до конца, не бросайте, выполнив лишь небольшую часть.

Любая технология творческого мышления включает в себя целый комплекс интересных и необычных задач, над которыми иногда долго приходится ломать голову.

Выводы

Очень важно знать, что такое творческое мышление, как развивать его в условиях повседневной жизни. Каждый, кто уже занимается саморазвитием, заслуживает высшей похвалы. Чем больше человек над собой работает, тем больше возможностей сможет открыть для себя в будущем.

Современная технология творческого мышления позволяет выбрать оптимальный вариант для каждого. Проверить уровень своих навыков можно специальными тестами. Их можно найти в интренете в свободном доступе или же обратиться в обучающие учреждения, которые помогут подобрать подходящий курс.